Мусульманский Восток в творчестве западных художников: романтика и ориенталистские стереотипы
В Alliance Francaise Dubai в Дубае (ОАЭ) проходит выставка картин ориенталистов под названием «1900 Orient». Выставка демонстрирует работы известных европейских художников, посвященные жизни в исламском мире. Эти исторические изображения, способные умилить до слёз, представляют собой бесценные снимки той эпохи, когда искусство фотографии еще не было распространено, пишет Роб Гарратт.
Среди основных экспонатов выставки, куратором которой является Дубайская галерея «Monda Gallery», – портреты суровых бедуинов австрийского художника Леопольда Карла Мюллера и отдельные сцены из работ трех знаменитых итальянских художников – Германа Давида Соломона Корроди, Рубенса Санторо и Густаво Симони.
Эти работы включают два ярких, дополняющих друг друга египетских пейзажа Корроди, мечтательную картину Санторо “Пересечение реки на верблюде” и сложную акварель Симони «Продавец ковров на базаре в Магрибе».
“Эти европейские художники искали разные вещи – разные места, разный свет, разные сюжеты”, – говорит филиппинская исследовательница истории искусств Моте де Нарбонн, живущая в ОАЭ. “В их работах есть ощущение открытия”.
Лувр Абу-Даби показывает первые в истории фильмы о Востоке.
В коллекции также представлены работы австрийских художников Алоиса Ханса Шрамма, Макса Шодля и Людвига Ханса Фишера, а также французского художника Фредерика Мариуса де Бузона и немецкого художника Георга Макко, чья картина «Восточная сцена» запечатлела шум и суету знаменитого каирского рынка Хан эль-Халили. Для лучшего понимания исторического контекста той эпохи в рамках выставки Моте де Нарбонн прочтет лекцию “Знакомство с европейскими ориенталистами”.
“Эти картины – как открытки для туристов, как сцены из другого века”, – говорит она. “Верблюды, например, были совершенно новой темой для художников – никто не видел ничего подобного раньше”.
“В то время ориентализм был для западной публики открытым окном в новый, неизвестный и экзотический мир”, – говорит Этьен ван ден Пееребум, один из двух бельгийских братьев-основателей «Monda Gallery».
Анри Матисс – мастер цвета, вдохновленный исламским искусством.
Картины изображают сцены повседневной жизни Магриба, Леванта, Аравийского полуострова. Сегодня они находят живой отклик у местной аудитории – ей близки образы пустыни, оживленных рынков, исламской архитектуры, цветов и восточного настроения.
Интерес к этим работам значительно увеличился в последние два десятилетия. Онлайн- галерея искусств «Monda» сообщает, что рынок искусства ориенталистов вырос в восемь раз между 2004 и 2008 годами. В Художественном музее Шарджи находится одна из крупнейших в мире коллекций подобных работ, Лувр Абу-Даби также имеет большую коллекцию.
Взаимоотношения буддизма и ислама: мнение ориенталиста.
Тем не менее, ориентализм был не только художественным направлением. Он также имел ярко выраженную идеологическую направленность. Работы ориенталистов содержат все идеологические клише, использовавшиеся для демонстрации инаковости региона – верблюды и продавцы ковров, минареты и пальмы – все это современные стереотипы, которые эти картины, несомненно, помогли внедрять и распространять.
Деятельность ориенталистов невозможно понять вне колониализма. Даже тот факт, что интерес к ориентализму возник после неудачного похода Наполеона в Египет в 1798 году, говорит о многом. Работы ориенталистов усиливали чувство превосходства Запада над мусульманским Востоком, что замечательно показал Эдвард Саид в своей известной книге «Ориентализм».
Шекер Ахмет Паша и сладкая заря турецкого реализма.
Исламосфера