Мутафчийство – ремесло, принесенное на Балканы мусульманами

Мутафчийство представляло собой изготовление из козьей и овечьей шерсти таких изделий как коврики, сумки, одеяла, чехлы, попоны и ремни для скота, мешки, седельные сумки и многое другое. Когда-то это было очень распространенное на Балканах ремесло.


Сообщается, что мутафчийство было принесено на Балканы турками в начале XVIII века. Оно развивалось на территории Болгарии, Сербии, Косово, Метохии, Боснии и Герцеговины. В разных странах это ремесло имело свои названия, такие как мутафчийство, мутавджия, мутабджия. Происходят они от турецкого слова мутаф «мешок для скота из козьей шерсти, мешок для корма», которое, в свою очередь, было заимствовано из персидского языка. В Малой Азии это ремесло называлось мутафлык.

undefined

Источник: Wikipedia

Сырьем для этого вида ткачества служила козья и овечья шерсть, поэтому оно было тесно связано со скотоводством. Пик его развития пришелся на XIX век. Во времена его расцвета в Панагюриште, городе в Центральной Болгарии, который был одним из центров этого ремесла, было 200 лавок мутафчи, где работали около 1000 мастеров, подмастерьев и учеников.

undefined

Старинный ткацкий станок / Источник: Wikipedia

Хотя ткачество во многих культурах является женским ремеслом, мутафчийством занимались только мужчины. Связано это, в первую очередь, с тем, что работа была тяжелая и состояла из нескольких этапов. Сначала необходимо было изготовить нити. Для этого шерсть сортировали по длине и цвету, затем ее расчесывали и пряли, часто с помощью прялки с колесом. Только после этого приступали к ткачеству. Делалось это традиционно на вертикальном ткацком станке. Интересно, что вся терминология этого ремесла была турецко-персидской. Инструменты носили такие названия, как чамшира, тарак, токмак, джеркез и другие.

Rosina Pencheva - Crafted by the Hands of Hristo Marinov

Сумки, созданные Христо Мариновым / Источник: Rosina Pencheva

Мутафчийство развивалось на Балканах вплоть до середины прошлого века, но потом начало постепенно исчезать. В наши дни оно практически исчезло, хотя еще остаются отдельные мастера, занимающиеся этим ремеслом.

Oбучение на гайтанджии | Община Габрово

Источник: Росина Пенчева, Rosina Pencheva/Община Габрово

В 2016 году сообщалось, что Тадия Джорджевич, которому тогда было 80 лет, из села Копривница, расположенного недалеко от Ниша, прекращает свою работу. Более десяти лет мужчина был единственным мутафчи в Сербии. Он рассказывал, что занимался этим ремеслом 69 лет, начав работу в 11 лет в магазине своего отца: «В то время в Копривнице было 170 хозяйств и пятнадцать магазинов мутафчи. В соседних деревнях, Ягличе, Чагроваце и Верхнем Трахнике, их было больше». Тадия Джорджевич также заявил: «Я боролся все эти годы, и теперь это конец. Ткацкий станок не уберу, пусть стоит. Пусть будет напоминать о том, как я работал, когда однажды меня уже не будет».

Tadija Đorđević (85) poslednji imutavdžija u Srbiji :Poslao torbice Huilandaru i zauvek zatvorio vrata radionice

Тадия Джорджевич / Источник: Blic.rs

В 2022 году Христо Маринов, последний мутафчи Болгарии, был объявлен «живым человеческим сокровищем». Мужчина поведал, что занимается мутафчийством 40 лет, а о своей награде сказал: «Это признание того, что я смог сохранить свое ремесло и способствовал тому, чтобы о нем узнали больше людей». Мастер держит магазин на ремесленном базаре Этнографического музея под открытым небом «Этар» в Грабово. Он работает по старым технологиям на 120-летнем вертикальном ткацком станке, а его продукцию покупают не только местные, но и иностранные туристы из разных европейских стран и даже Японии и Австралии.

Христо Маринов / Источник: Gabrovo News

Исламосфера

Комментарии