Мухаммад Икбал: «Суть жизни – найти самого себя»
Аллама Мухаммад Икбал считается духовным отцом Пакистана, хотя он скончался до того, как эта страна появилась на карте мира. Он родился 9 ноября 1877 года в провинции Пенджаб Британской Индии в семье суфиев. С детства он испытывал огромный интерес к Корану. Его отец как-то сказал ему: “Сын мой, читай Коран так, как будто он был ниспослан специально для тебя”. Икбал является одной из самых важных фигур в современной исламской мысли, утверждает Эсем Букей.
Образование и карьера
В детстве Мухаммада отдали в мечеть, где преподавали арабский язык и Коран. Но его учитель вскоре заметил, что юный Мухаммад – не по годам умный ребенок и должен иметь возможность учиться в школе с более высоким качеством обучения. С детства Икбал стремился к знаниям. В конце концов он получил магистерскую степень.
Сэр Томас Уокер Арнольд, оказавший сильное влияние на английскую систему образования, был учителем Икбала в правительственном колледже в Лахоре, где тот изучал философию, английскую литературу и арабский язык. Арнольд посоветовал Икбалу поехать в Европу для расширения кругозора. В последующие годы Икбал много путешествовал в образовательных целях. В 1905 году ему предоставили стипендию Кембриджского университета, где молодой исследователь получил степень бакалавра искусств. Два года спустя Мухаммад переехал в Мюнхен, где в 1908 году защитил диссертацию по теме “Развитие метафизики в Персии”.
После учебы за границей он вернулся в Лахор в качестве профессора философии и английской литературы.
Тарик Рамадан: Культурная альтернатива западных мусульман.
Национальный поэт Пакистана
Икбал считается одной из самых важных фигур в мировой поэзии. Он писал на языках урду и фарси. Сам Икбал говорил: “хотя хинди сладок как сахар, но речь на дари (персидский диалект) слаще сладкого”.
В большей части Южной Азии и в тех местах, где говорят на урду, Аллама Икбала называют ‘Шаир-э-Машрик‘ – поэт Востока. Он внимательно изучил поэзию Галиба, Урфи и Назири и испытывал на себе значительное влияние их поэтической техники. Кроме того, он глубоко впитал мистические идеи поэтов Руми и Хафиза.
Его стихотворение «Тарана-э Хинд» положено на музыку и широко используется в Индии в качестве патриотической песни. Его день рождения ежегодно отмечается в Пакистане как ‘день Икбала’, и многие государственные учреждения и университеты названы в его честь. Кроме того, в Пакистане была создана Академия Икбала с целью изучения, преподавания и сохранения его научно-философского и литературного наследия.
В Дели празднуют юбилей последнего поэта эпохи Великих Моголов.
Реконструкция религиозной мысли в Исламе
Философская позиция Мухаммеда Икбала была сформулирована в “Реконструкции религиозной мысли в Исламе” (1934) – труде, основанном на шести лекциях, прочитанных в 1928-29 годах. Он утверждал, что сосредоточенный человек должен непрестанно генерировать жизненную силу через взаимодействие с Божественным замыслом. “Суть жизни – найти самого себя”, – так Аллама обозначил смысл человеческой жизни. Мусульманская община в нынешнюю эпоху должна посредством осуществления иджтихада, принципа правового прогресса, разработать новые социальные и политические институты.
Вестернизация и духовная апатия мусульман.
Как и многие другие мыслители своего поколения, Аллама Икбал считал, что Ислам на протяжении веков страдал от интеллектуального паралича: “Таким образом, задача, стоящая перед современным мусульманином, огромна. Он должен переосмыслить всю систему ислама, при этом не порвав с наследием прошлого”. Он выступал за то, чтобы усваивать современные знания с уважением, но критически, и ценить исламское учение в свете этих знаний”.
“Суть жизни – найти самого себя”, – так Аллама обозначил смысл человеческой жизни.
Руми и Гёте
Мухаммад Икбал жил и учился на Востоке и на Западе. Соответственно он находился под влиянием как западных, так и восточных философов и ученых.
“Если «Маснави» Руми является толкованием Корана для людей, живших в 1300 году, то работа Икбала является толкованием Корана с целью реконструкции религиозной мысли в Исламе в свете современных знаний о философии и науке для людей 20-го века“ – так его сын Джавед Икбал описывал главный труд своего отца.
Из всех европейских поэтов и философов самым близким Икбалу был Гёте. У Аллама есть стихотворение “Джалал-о-Гёте” (Джалал и Гёте). Икбал объединяет Гёте и Руми, тем самым подразумевая, что Восток и Запад в действительности не разделены и не различимы. В этом стихотворении два великих мудреца изображаются в раю, где между ними происходит интеллектуальная беседа. Гёте читает Руми о своей работе над доктором Фаустом, дьяволом и божественным планом.
Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.
Духовный отец Пакистана
Икбал поддержал идею создания Пакистана: “Я хотел бы, чтобы Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция, Синд и Белуджистан объединились в единое государство. Самоуправление в пределах Британской империи или без Британской империи. Формирование консолидированного Северо-Западного индийского мусульманского государства представляется мне конечной судьбой мусульман, по крайней мере Северо-Западной Индии”.
Абдул Гаффар-хан: основатель первой в мире ненасильственной армии.
Икбал заявил, что создание отдельного государства для мусульман отвечало бы наилучшим интересам Индии и Ислама. Он пояснил: “для Индии это означает безопасность и мир в результате внутреннего баланса сил. Для Ислама [это означает] возможность избавиться от печати, которую поставил на нем арабский империализм, мобилизовать свою правовую систему, образование, культуру и приблизить их к своему первоначальному духу и к духу Нового времени». Что же касается того, каким должно быть государство, то Аллама писал об этом: «Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании».
«Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании».
Пакистан, мечта Икбала, был основан в 1947 году. Он так и не увидел реализацию своей мечты. Его глаза закрылись навсегда в Лахоре в 1938 году, после нескольких месяцев страданий от загадочной болезни горла.
Исламосфера