Мужской мусульманский головной убор на протяжении веков

На протяжении всей истории, от султанов и ученых до воинов и простолюдинов, мужчины в исламском мире носили головные уборы не только следуя обычаю или практичности, но и для обозначения ранга, принадлежности, статуса и достоинства, а также ради отличия мусульман от немусульман, пишет Абу Айюб.


Тюрбан

Источник: Sacred Footsteps

Хорошо известно, что Мухаммад (мир ему) носил тюрбан, или чалму, и призывал к этому своих сподвижников. Поэтому в исламе это считается сунной (обычаем Пророка (мир ему), которому желательно следовать). В последующие эпохи ношение такого головного убора особенно распространилось среди ученых и религиозных деятелей, фактически, став их отличительной чертой. Этот обычай сохраняется по сей день. Существует традиция повязывать этот головной убор молодым людям по завершению ими какого-то этапа обучения – выучивания наизусть Корана, окончания исламского учебного заведения, выполнения какого-то религиозного долга. В Египте знаменитая шапка из красного войлока с кисточками и узкой чалмой, обернутой вокруг нее, показывает, что ее владелец является выпускником аль-Азхара, одного из самых престижных исламских университетов в мире. Точно так же студентов Дар аль-Мустафы в Йемене или Дар уль-Улюма можно идентифицировать по тюрбану, который они носят. В Турции и на Балканах жесткую красную шапочку с широкой белой чалмой носят все государственные имамы и хатибы.

Источник: Sacred Footsteps

Тюрбаны и головные уборы также были простыми способами определить политическую принадлежность человека. В период Аббасидов (750-1258) черная одежда была признаком членов и сторонников династии, поэтому ее надевали халифы и их придворные, включая чиновников, ученых и хатибов. Во время правления берберов в Северной Африке и аль-Андалусе Альморавиды (ок. 1050-1147) носили литам, или вуали для мужчин, отражавшие их кочевые корни и происхождение из региона к югу от Сахары. Однако, когда Альморавиды были свергнуты Альмохадами (1121-1269), ношение литама было запрещено, остался только тюрбан в берберском стиле, популярный в регионе Атлас на юге Марокко.

Головной убор и идентичность

Портрет Сулеймана Великолепного / Источник: Sacred Footsteps

В мамлюкский (1260-1517) и османский периоды (1299-1922) головные уборы стали настолько стандартизированными, что тип тюрбана, его размер, стиль повязывания, цвет и материал позволяли определить, кем является его владелец, каков его род занятий и ранг. Для каждой религиозной общины была принята своя чалма. Сообщается, что в Османской империи мусульмане носили белый головной убор, евреи – зеленый, зороастрийцы – черный, а христиане – синий. Зеленые тюрбаны также часто ассоциировались с ашрафами или членами ахль аль-байт (семьи Пророка (мир ему)).

Член ордена мевлеви / Источник: Sacred Footsteps

Головной убор иногда имел духовное значение. Османские султаны и высокопоставленные чиновники часто оборачивали свой кафан, или погребальный саван, вокруг тюрбанов как напоминание не только о смерти и загробной жизни, но и необходимости править справедливо и в соответствии с шариатом.

Источник: Sacred Footsteps

У каждого суфийского братства существовал свой специфичный головной убор. Например, у мевлеви это знаменитая высокая войлочная шапка, у накшбандии-хаккани – остроконечный тадж. Головные уборы часто указывали на звания отдельных лиц в ордене.

Источник: Sacred Footsteps

Они также были важны для различения племен, кланов и этнических групп. В Центральной Азии тюркские кочевники использовали разнообразные типы войлочных шапок с меховой подкладкой, от красиво украшенных уйгурских доппа и войлочных ак-калпаков с высокими полями у киргизов до исторических шарбушей с меховой подкладкой, которые носили военные и чиновники-сельджуки в Средние века. Точно так же афганцев до сих пор можно узнать по их большим тюрбанам или по паколю, шерстяной шапке с плоским верхом, которую носят по всему Афганистану и северо-западному Пакистану. В Восточной Африке и Омане большинство мужчин по-прежнему носят разноцветную мягкую куму.

Модернизация

Производители фесок / Источник: Sacred Footsteps

К концу XVIII и началу XIX веков мусульманский головной убор, особенно на территориях Османской империи, претерпел серьезные изменения. В рамках усилий по модернизации после серии катастрофических поражений и потери земель султан Махмуд II (ум. в 1839 г.) в 1826 году ввел в обиход красную феску, или тарбуш, которая должна была заменить тюрбан. Частью этих усилий была также попытка гомогенизировать османское общество и изменить предыдущие законы об одежде, которые дифференцировали этнические и религиозные группы по одежде и головным уборам. К 1860-1870-м годам феска стала общепризнанным символом мусульманина. От Балкан до Восточной Африки, от Марокко до Индии ее носили повсеместно. Появились даже региональные вариации, такие как хайдарабадский руми топи и малайский сонгкок, или копия. Поскольку в XIX веке большая часть Африки оказалась под властью европейских колониальных держав, красную феску стали носить представители колониальной администрации, власти, агенты, чиновники и солдаты. Этот период колонизации в сочетании с увлечением Европы Востоком также стал свидетелем своеобразного культурного обмена, когда фески и тюрбаны вошли в европейскую моду.

Мужчины в марокканской феске / Источник: Sacred Footsteps

После поражения османов во время Первой мировой войны и образования Республики Турция в 1925 году был принят Закон о головных уборах, запрещающий фески и тюрбаны и поощряющий ношение вместо них шляп западного образца. Европейские головные уборы мыслились как признак цивилизованных наций, тогда как феска и тюрбан олицетворяли отсталость. В других мусульманских странах нормы, касающиеся головных уборов, были приняты не столько для поощрения модернизации, сколько для того, чтобы подчеркнуть единство нации. Например, в Саудовской Аравии красно-белая гутра или кеффия, с рисунком стали широко использоваться всеми гражданами, заменив региональные головные уборы.

Палестинец в куфие / Источник: Sacred Footsteps

В наши дни большинство мужчин в мусульманских странах по большей части не носят национальный головной убор в повседневной жизни, но надевают его во время свадеб, праздников и собраний. Однако некоторые из них превратились в символ. Например, палестинскую куфию сегодня во всем мире носят как мужчины, так и женщины, мусульмане и немусульмане, обернув вокруг головы или набросив на плечи, как символ не только палестинской свободы и пропалестинской активности, но и сопротивления угнетению, несправедливости и оккупации.

Исламосфера

Комментарии