Музыка и фикх
Профессор кафедры исламского права теологического факультета Мармаринского университета Фарук Бешер в своей заметке, написанной специально для портала www.yenisafak.com, рассуждает о музыке с точки зрения исламского фикха.
По его словам, музыка одновременно может быть и средством развлечения, и разновидностью искусства, и вопросом культуры и цивилизации, и средством смягчения чувств, и каналом божественного влияния, а также темой для фикха.
Несмотря на то, что на протяжении двадцати лет на своих уроках, посвященных проблемам современного фикха, он пытается осветить тему музыки с разных сторон, поставить окончательную точку в этом деле, ему пока еще не удалось.
Профессор Бешер считает, что музыка появилась одновременно с человечеством и, будучи врожденным фактором, является естественной потребностью человека. Поэтому полное отрицание или же полный запрет музыки является противоречащим человеческому естеству. Ислам существует для того, чтобы сохранить естество человека, и для него было бы немыслимо полностью противостоять музыке. Кроме того, музыка существует в природе и без человеческого участия. Примерами тому являются звуки волн, текущей воды, завывание ветра и пение птиц являются. Они будоражат наше сознание, навевают воспоминания и наводят на мысли.
С другой стороны, Всевышний Аллах не создал ничего запретного, что не имело бы дозволенной альтернативы. Данное суждение применимо и к музыке. Для правильного понимания этого суждения, скажем, что шариат может считать что-либо запретным исходя из двух причин. Либо природа самой этой вещи негативна и вредна и, поэтому она запретна, либо эта вещь, не будучи ни негативной, ни вредной, ведет к чему-то плохому, а поэтому является запретной. Кроме того, если вещь запретна и негативна во всех отношениях, она запретна только в том случае, если ведет к чему-либо плохому, в противном случае она не запретна. Если на это суждение смотреть с точки зрения музыки, то мы не можем сказать, что по своей природе она негативна, потому что музыка заключена в самой природе. Поэтому при вынесении суждения о музыке, необходимо учитывать время, место и то влияние, которое она оказывает на человека.
Говоря, что именно в этой точке сосредоточено суждение имама Аль-Газали о музыке, профессор Бешер, обращает наше внимание на то, что вынесение суждения о музыке является очень сложной задачей и, что у него, пока нет готового суждения на этот счет.
Исламосфера