Музыкальные инструменты, попавшие в Европу из исламского мира

Многие музыкальные инструменты, распространенные в Европе, происходят из исламской цивилизации. Но этот факт не слишком известен и редко признается.


Влияние мусульман на музыкальное возрождение Европы можно обнаружить уже в период Каролингской империи. Карл Великий (IX век) пытался подражать Багдаду и Кордове и конкурировать с ними. Как пишет британский музыкальный историк Кэтлин Шлезингер (1862-1953), он, как и король Пипин Короткий, способствовал введению некоторых мусульманских арабских инструментов, пришедших из Испании или Сицилии, в церковную музыку. Кэтлин Шлезингер также указывала, что музыкальные инструменты, изображенные в Евангелии Святого Медара (VIII век) и Псалтырях Лотаря, Ауреума и Лабеона Ноткера (IX и X века), являются восточными, происходящими из египетской или какоц-то более древней азиатской цивилизации и получившими распространение в Европе через страны мусульманского мира.

Передача музыкальной культуры осуществлялась по трем основным маршрутам – через Испанию, Южную Францию и Сицилию. Социальные и экономические связи между этими регионами и мусульманским миром привели к распространению исламских знаний и искусства по всей Европе. Влияние арабской музыки на испанскую и португальскую музыкальную культуру и фольклор очевидно и не требует доказательств. Оно также отчетливо ощущается в поэзии трубадуров – средневековых лирических поэтов, музыкантов и певцов, распространенных, в основном, в районе Лангедока на юге Франции, а также на севере Испании и Италии.

Влияние арабской культуры на современную западную музыку.

Arabic music - Wikipedia

Источник: Wikipedia

Названия широкого списка музыкальных инструментов четко указывают на их арабо-мусульманское происхождение. Такие названия, как лютня, ребек (старинный смычковый струнный инструмент, считающийся предком скрипки), гитара и накер (небольшие литавры), происходят от арабского уда (струнный щипковый инструмент), ребаба (струнный музыкальный инструмент), китары (разновидность лиры), наккары (ближневосточный барабан). Другие названия, такие как шаум (средневековый духовой деревянный двухсекционный музыкальный инструмент) и дульсайна (язычковый инструмент семейства гобоев), также произошли от арабских названий замра (духовой инструмент) и зурны (восточный деревянный духовой музыкальный инструмент). Ад-даф (разновидность бубна) был известен как адуфе, нафир (разновидность трубы) – как анафиль, шабаба (маленькая флейта) – как эксабеба, ат-табл (разновидность барабана) – как атабал, тимбал (разновидность барабана) – как атамбал, бендир (род бубна) – как пандеро, аль-бук – как альбогон (средневековый деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту). Эти инструменты не только были заимствованы, но и сыграли фундаментальную роль в эволюции музыки средневековой Европы, поскольку от них произошли другие «европейские» инструменты. Уд (лютня), например, широко использовался в этой части света до того, как на его основе были разработаны другие музыкальные инструменты, включая гитару и мандолину. Испанская и португальская гайта (вид волынки), а также английские вейг и волынка произошли от арабского гайта. Канун (струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры) вдохновил древнеанглийские и ирландские арфы (IX век) и привел к появлению австрийской (немецкой) цитры. Струнные музыкальные инструменты, известные в Европе как скрипки, произошли от персидской кеманчи (струнный смычковый музыкальный инструмент) и арабского ребаба. Европейские духовые инструменты, такие как рожок и труба, произошли от зурны. По мнению некоторых исследователей, на них повлиял византийский рожок, который был привезен в Европу в X веке. Но сама Византия испытывала музыкальное влияние мусульманского мира. Персидский сантур (струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал), привел к появлению клавишных инструментов, включая панталеона (многострунный ударный музыкальный инструмент) (1697) и фортепиано (XVIII век).

Зирьяб – мусульманин, открывший первую консерваторию в Европе.

The Contribution of Muslims to the Development of Music - Muslim HeritageMuslim Heritage

Источник: Muslim Heritage

Как мусульманские инструменты попали в Европу? В первую очередь, их привозили торговцы, ученые и паломники. Есть свидетельства того, что во времена Ибн Рушда (ум. 1198) на Востоке специально изготавливали такие инструменты на экспорт. Кроме того, мусульманские певцы, музыканты и рассказчики, которые, как правило, имели при себе свои музыкальные инструменты, посещали христианские города и деревни, особенно на севере Испании, юге Франции и Италии.  Свою роль сыграли и войны, в частности, крестовые походы. Британский музыкант и востоковед Генри Джордж Фармер (1882-1965) отмечал, что армия крестоносцев была оснащена только трубами и рожками, в то время как мусульмане использовали самые разные виды барабанов, такие как наккара, табл, кус, каса, тинбал, табир, балабан. Их сопровождали зил (тарелки), джулджул (гонг) и джагана, а также замр, зурна, нафир и аль-бук. Часть этих инструментов и была заимствована крестоносцами.

Другое заметное заимствование военной музыки произошло в более позднюю эпоху – во времена Османской империи. Европейские путешественники познакомились с янычарскими оркестрами во время посольских приемов в Стамбуле. Внедрение османско-турецких музыкальных инструментов было частью моды на «тюркери» (турецкий стиль), которая была распространена в Европе в XVIIIXIX вв. Поражение янычар у ворот Вены в 1683 г., оставивших на поле боя свои музыкальные инструменты, привело к возникновению европейских военных оркестров. С XVIII века они резко набрали популярность в Европе. При Наполеоне французские военные оркестры были оснащены музыкальными инструментами турецкой армии, такими как зиль (тарелки) и литавры.

Заслуги аль-Фараби в музыке: между суфизмом, естественными науками и философией.

Music of the Arab World

Источник: Kennedy Center

Исламосфера


Источник:

Rabah Saoud «The Arab Contribution to Music of the Western World»

Комментарии