Наккашхане – придворные мастерские
Традиция наккашхане, придворных мастерских, существовала в государстве уйгуров, у сельджуков, Тимуридов и Османов. Другие их названия – нигярхане, накишхане, кярхан-и наккашан. Хотя не всегда сохранялись документы о мастерских такого рода, свидетельством их существования выступают созданные в них произведения искусства, пишет Мелек Гельтуран.
В наккашхане работали художники разного рода – одни сощдавали рисунки, другие занимались росписью по дереву или иллюминацией рукописей (тезхип), были также ювелиры, резчики по камню, стекольщики, вышивальщики. Часто работы, создаваемые ими, были не индивидуальными, а коллективными. Например, среди миниатюристов были художники, которые отвечали только за ландшафт или только за лица, животных и т.п. Поэтому одна миниатюра могла быть плодом творчества целой группы художников. Архитекторы также были связаны со дворцом и работали, получая заработную плату. В этих мастерских занимались и изготовлением книг, поэтому здесь имелись все связанные с этим процессом мастера – иллюстраторы, переплетчики, миниатюристы. Кроме того, в Османской империи, например, при мастерской во дворце Топкапы имелся придворный хронист, которого называли шехнамеджи, а позже – вак’анувис. Они работали вместе с миниатюристами и мастерами тезхипа над иллюстрациями для исторических книг.
Наккашхане выступали не только как мастерские, но и как школы ремесел. Наряду с мастерами в них работали и ученики, приобретая заодно профессиональные навыки. Они занимались такими делами, как дробление золота, изготовление красок, чернил и кисточек, раскрашивание бумаги, штамповка и т.п. Начиная с простых заданий, ученики совершенствовали свои умения и со временем могли занять место мастеров. Материальные потребности учеников в той или иной степени удовлетворялись за счет наккашхане. Обучение осуществлялось в процессе практики, а все касающиеся тонкостей ремесла сведения передавались устно, от мастеров к ученикам. Отдельных учебников не существовало. По этой причине многие секреты ремесленников прошлого были утрачены.
Главу наккашхане назначал правитель. Например, Мехмед I Фатих после завоевания Стамбула создал при дворце наккашхане, а в качестве его главы (сернаккаша) назначил узбека Бабу Наккаша. Обязанностью главы наккашхане было контролировать создаваемые изделия, распределять работу, выступать в качестве наставника и т.п. Также он имел право ставить клеймо или подпись на готовые произведения, если они изготавливались группой мастеров.
Выставка турецкого классического искусства в Йедитепе.
В Османской империи при дворце существовала группа ремесленников, которые именовались ахл-и хиреф. Их обязанностью было изготавливать все виды изделий декоративно-прикладного характера для дворца и заниматься его украшением. Они получали зарплату из казны, которая выплачивалась раз в три месяца. В те периоды, когда государство было богатым, ахл-и хиреф были весьма многочисленны. Например, согласно сохранившимся записям, в 1573 г. число их достигало 983 человек. При этом если работы было слишком много, то к ней за отдельную плату привлекали мастеров из числа работавших на базаре. То, что ахл-и хиреф создавали изделия для дворца, не означало, что они работали непосредственно там. Большинство из них имели мастерские за его пределами.
Каждый мастер, который начинал работать во дворце, относился он к ахл-и хиреф или нет, должен был создавать изделия в соответствии с заказом или такие, которые подходили для дворца. Однако допускались приемлемые новшества, а художникам предоставлялась определенная степень свободы. Мастеров, которые изготавливали вручаемые правителю подарки, он награждал одеждой или деньгами.
“Их нравы”: колотушка для женщин, шутки турецких профессоров про Маркса и средневековая иллюминация.
Наккашхане, в которых работали собранные из разных регионов мастера, способствовали обмену опытом и формированию национальной художественной школы.
Исламосфера