Наушад Али – великий композитор Индии

Наушад Али считается одним из величайших композиторов и музыкальных режиссёров киноиндустрии Индии. Фильмы, в создании которых он участвовал, и его музыка сформировали саму основу и ядро Болливуда, сообщает сайт IMDb.


Наушад Али родился 25 декабря 1919 года в городе Лакхнау. Его отец, Вахид Али, был мунши (судебным секретарем), и желал, чтобы сын продолжил его профессию. Но Наушад с раннего детства был страстным любителем кино. Он часто смотрел немые фильмы в Королевском театре в Лакхнау, которые шли в сопровождении игры на табле, гармониуме, ситаре и скрипке. Вопреки желанию семью, юноша изучал классическую индийскую музыку под руководством таких известных музыкантов, как Устад Гурбат Али, Устад Юсуф Али и Устад Баббан Сахеб, и начал сочинять музыку для любительских театральных групп, таких как Windsor Music Entertainers.

В конце 1930-х годов Наушад Али переехал в Мумбаи, чтобы добиться успеха на музыкальном поприще. Но ему пришлось много работать ради этого. Поначалу он сталкивался с отказами и пережил период крайней нищеты. Молодой человек даже ночевал на тротуаре напротив Бродвейского театра, прежде чем наконец получил работу пианиста в оркестре композитора Муштака Хуссейна. После его взял к себе помощником композитор Кхемчанд Пракаш. Вскоре Наушад дебютировал в фильме «Прем Нагар» (1940), но внимание к себе привлёк только фильмом «Шарда» (1942). «Раттан» (1944) вознёс его на вершину, и с тех пор он сочинял песни для кинолент, которые становились хитами.

Но даже когда он добился успеха, его семья по-прежнему была против музыки, и Наушаду приходилось скрывать от родных, что он работает композитором. Когда на его свадьбе группа приглашенных музыкантов сыграла мелодии из суперпопулярного фильма Наушада «Раттан», его отец и тесть высказали осуждение композитора, сочинившего эти песни. Он не осмеливался сказать им, что является их автором.

Ходжа Ахмад Аббас: нонкомформист и сценарист фильмов “Бродяга” и “Господин 420”.

Источник: rotary news

Пик карьеры Наушада пришелся на 1950-1960-е годы, его мелодии вошли в такие классические фильмы, как «Байю Бавра» (1952), «Мугал-е-Азам» (1960), «Гунга Джумна» (1961), а также в эпопею «Мать Индия» (1957). В последующие годы по-прежнему пользовался большим уважением, но работал в основном с историческими фильмами. Тем не менее он по-прежнему вкладывал все силы в работу и продолжал сочинять музыку вплоть до 1990-х годов. В 1981 году он получил премию Дхундираджа Говинда Пхалке за вклад в болливудское кино, а в 2004 году, когда «Мугал-е-Азам» (1960) вышел на экраны в цвете, он вместе с Дилипом Кумаром присутствовал на его премьере. В возрасте 86 лет Наушад Али написал музыку к фильму «Тадж-Махал: история вечной любви» (2005), став таким образом самым старым композитором в мире, проделавшим такую работу. Хотя этот фильм получил неоднозначные отзывы, он был высоко оценён за музыкальное сопровождение.

Композитор был известен способностью включать классические ритмы в свои композиции. Он основывал их на «рагах», которые составляли основу индийской классической музыки, и поэтому его творения приобретали сложные формы. Его любовь к классическим произведениям была легендарной – в мюзикле «Байю Бавра» (1952) композитор привлек настоящих классических певцов для исполнения газелей. Несмотря на это, Наушад Али шел в ногу со временем и адаптировал западные техники и инструменты в своей музыке, как это можно услышать в фильмах «Джаду» (1951) и «Мере Мехбуб» (1963). Он первым соединил флейту и кларнет, ситар и мандолину. Композитор также был одним из первых, кто использовал технику микширования звука, раздельную запись вокальных и музыкальных треков при воспроизведении пения, а также фоновые композиции для передачи настроения персонажей и диалогов с помощью музыки.

Кадер Хан: актер Болливуда, знаток Корана и реформатор исламского образования.

Источник: Prabhat Khabar

Наушад Али тщательно изучал каждый аспект материала, с которым ему предстояло работать. Если его не устраивало хотя бы одно слово, он просил автора текста переписать всю строчку. Часто он писал музыку всего для двух фильмов в год. Поэтому за всю свою жизнь он принял участие в работе только над 66 фильмами. Но 26 из них были отмечены Серебряным юбилеем (25 недель проката), 8 – Золотым юбилеем (50 недель проката) и 4 – Бриллиантовым юбилеем (60 недель проката). Композитор говорил: «За 62 года работы в киноиндустрии я написал музыку к 66 фильмам. В наши дни можно встретить людей, которые пишут музыку к 200 фильмам за два года. Раньше мы мучились над каждой мелодией и музыкальной фразой, проводили бессонные ночи над песней и работали над ней, пока она не становилась совершенной. И я всё ещё ищу это совершенство».

Хотя он прославился в первую очередь, как композитор, Наушад Али также был поэтом. В ноябре 1998 года он выпустил книгу стихов на урду под названием «Aathwaan Sur» («Восьмая нота»).

Наушад Али обратился к правительству штата Махараштра с просьбой выделить землю для учреждения, занимающегося продвижением музыки хиндустани. Так была создана «Академия хиндустанскай музыки Наушад».

“Мой самый счастливый момент”: звезда Болливуда ушла из шоу-бизнеса.

undefined

В 2008 году в Бандре, пригороде Мумбаи, набережная Картер-роуд в его честь была переименована в Сангит Самрат Наушад Али Марг / Источник: Wikipedia

В начале 2006 года композитор был госпитализирован в больницу Нинавати из-за жалоб на плохое самочувствие, а 5 мая 2006 года скончался.

Наушад Али был отмечен многочисленными наградами. О его жизни и творчестве было снято пять фильмов, а также написано несколько книг. В 2008 году в Бандре, пригороде Мумбаи, набережная Картер-роуд в его честь была переименована в Сангит Самрат Наушад Али Марг. В 2013 году в Индии была выпущена посвященная ему почтовая марка.

Даже в современном быстро меняющемся мире люди по-прежнему находят что-то особенное в музыке Наушада Али. Такова отличительная черта по-настоящему великого композитора.

Суфийская музыка Болливуда подружит индуистов и мусульман?

undefined

В 2013 году в Индии была выпущена почтовая марка в честь Наушада Али / Источник: Wikipedia

Исламосфера

Комментарии