Наводнения образованию не помеха: плавучие школы в Бангладеш
На реке Атрай на северо-западе Бангладеш небольшая бежевая лодка привязана высокой травой к берегу реки. Внутренняя часть лодки заполнена узкими скамейками, которые в свою очередь забиты детьми. В третьем классе учатся 29 учеников, они сидят по двое, плечом к плечу в узком пространстве плавучей школы, пишет npr.org.
Учительница спрашивает, кто желает рассказать таблицу умножения, и рука 8-летней Нилы Хатун взмывает к неокрашенному потолку. Затем весь класс дружно затягивает песню на бенгальском, которая начинается со слов «шестью раз равно шесть» и заканчивается «шестью девять – пятьдесят четыре».
У педагогов в Бангладеш множество проблем. Часть из них схожи с трудностями в других бедных странах: нехватка средств, устаревшие учебники и переполненные классы. Кроме того в Бангладеш не редкость муссонные дожди, которые вызывают наводнения. Из-за этих наводнений ученики часто просто не имеют возможности попасть в школу.
В этих условиях настоящим спасением стала инициатива местной благотворительной организаций Shidhulai Swanirvar Sangstha, которая предоставила детям классные комнаты в виде школ на лодках.
Данная лодка является одной из 23 плавучих круглогодичных плавучих школ в этой части Бангладеш, которой управляет организация Шидхулаи.
Автобус-библиотека для детей колесит по улицам Кабула.
Каждое утро лодка идет по реке, собирая учеников, подобно школьному автобусу. Как только весь класс оказывается на борту, они останавливаются на берегу реки, и начинается учебный день.
В дополнение к стандартным занятиям по бенгальскому языку, английскому языку, математике и естественным наукам учащиеся также смотрят видеофильм о приключениях Мины и ее любимого попугая Митху. Приключения Мины – это серия образовательных передач, разработанная ЮНИСЕФ, южноазиатское подобие Доры-исследовательницы (в российском дубляже – Даша-путешественница). В эпизоде, который наблюдают Нила и ее одноклассники, Мина и попугай срывают заговор, в котором кто-то задумал жениться на юной девушке за приданое в виде мотоцикла.
После утренних уроков лодочник заводит дизельный двигатель и доставляет учеников обратно в свои деревни, а затем собирает группу старших детей для занятий во вторую смену.
Бангладеш является не только восьмым по численности населения государством в мире (160 миллионов человек), но и одной из стран, наиболее подверженных наводнениям.
В турецких начальных школах вводят уроки игры на кануне.
Страна находится в обширной дельте, образованной тремя реками, которые текут стремительным мутным коричневым потоком из Гималаев в Бенгальский залив.
Большая часть страны находится ниже пяти метров над уровнем моря. В проливные муссонные дожди 70 процентов страны могут оказаться под водой.
Мафия Бегум, единственная учительница в этой школе-лодке, говорит, что во время муссонов местные деревни отрезаны от остального мира. Дороги заканчиваются под водой, и единственный выход – передвигаться на лодке.
Мохаммед Резван, основатель Шидхулаи, вырос именно в этой части Бангладеш.
«Если вы посетите эти районы, то убедитесь, что в сезон муссонов они полностью отрезаны, и становится очень трудно вести нормальную жизнь», – говорит он.
“Ключ к счастью” – это воспитание будущего поколения мусульман.
Именно он основал здесь первую плавучую школу в 2002 году. «Если дети не могут ходить в школу из-за отсутствия транспорта, то школа сама должна прийти к ним. Нашей главной задачей было обеспечить детям круглогодичное образование», – говорит Резван.
Помимо двадцати трёх плавучих школ, Шидхулаи также открыли пять плавучих медицинских центров, а также библиотеку. Все их услуги бесплатны. Резван говорит, что Шидхулаи собирает средства для реализации своих программ от национальных и международных групп, а также от частных пожертвований.
В 2005 году Шидхулаи выиграла грант от Фонда Билла и Мелинды Гейтс «Доступ к обучению» на 1 миллион долларов. А в 2012 году организация получила Премию ООН «За вдохновляющие экологические действия».
Афганец исполнил мечту своей покойной сестры.
Мохаммед Резван объясняет ещё один плюс плавучих школ, который заключается в их мобильности. «В сельской местности родители заботятся о безопасности девочек. И если ученицам придется идти в школу слишком далеко, то родители попросту запретят им учиться. А здесь образование прибывает практически к их порогу, поэтому они не беспокоятся о дочерях».
И третьеклассница Нила – явное тому подтверждение. Её мать Муса Хатун говорит, что если бы не плавучая школа, Нила, вероятно, вообще бы не училась, ведь в их деревне и поблизости школы нет.
Нила живет со своими родителями и младшей сестрой в двухкомнатном доме в рыбацкой деревне на реке Атрай. Стены здесь чуть больше, чем тканые тростниковые коврики. В деревне нет электричества, за исключением небольших солнечных батарей, которые есть у некоторых жителей на их крышах.
Муса Хатун говорит, что во время муссонов доступ в деревню есть только по воде. Их семья в основном выживает, выращивая джут на близлежащих равнинах. Длинное волокнистое растение используется для изготовления мешковины. Мать Нилы, однако, надеется на лучшее будущее для дочери. Она говорит, что Нила самая умная в их семье и мечтает, чтобы дочь выучилась на врача. Нила же в ответ с энтузиазмом кивает головой.
Мсид – традиционные коранические школы Марокко.
Исламосфера