Ней – музыкальный инструмент, неотделимый от Руми

Ней является одним из самых известных музыкальных инструментов народов Ближнего и Среднего Востока. Считается, что его история начинается задолго до нашей эры. В тасаввуфе семь отверстий нея назывались «семью именами».


Изготавливается ней из камыша, в котором проделывают отверстия. На головку инструмента надевают трубку из меди, золота или серебра.

Директор Института исследований Мауляны при Сельджукском универитете профессор Али Темизель рассказал, что с неем связано немало легенд и историй. Так, согласно одной из них, когда Пророк Мухаммад (с.а.в.) поведал Али (р.а.) тайну божественной любви, тот, не в силах вынести тяжести этой тайны, выкрикнул ее в пустой колодец. Камыш, выросший после этого из колодца, при каждом дуновении ветра раскрывает эту тайну всему свету.

Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному

Картинки по запросу prof. dr. ali temizel

Профессор Али Темизель / Источник: haberlutfen.com

В тарикате Мевлеви нею отводится особое место. Его даже называют «ней-и шериф» – благородный ней. В своем знаменитом стихотворении Джалал ад-дин Руми пишет:

Вы слышите свирели скорбный звук?

Она, как мы, страдает от разлук.

О чем грустит, о чем поёт она?

«Я со стволом своим разлучена

(с той поры, как меня, срезав,

разлучили с зарослями камыша).

Не потому ль вы плачете от боли,

Заслышав песню о моей недоле.

Я — сопечальница всех тех, кто вдали

От корня своего, своей земли.

Я принимаю в судьбах тех участье,

Кто счастье знал, и тех, кто знал несчастье.

Я потому, наверно, и близка

Тем, в чьей душе и горе, и тоска.

Хоть не постичь вам моего страданья:

Душа чужая — тайна для познанья.

Как сообщает профессор, в этом стихотворении говорится о разлучении человека со своей истинной сутью, о том, что каждый человек смотрит на людей посвященных (ариф) «со своей колокольни», воспринимая их в меру своего понимания, а чувства и мысли человека выявляются в зеркале его слов и поступков. Невозможно понять истинную суть связи между душой и телом, между тем, люди невежественные не могут понять речей людей совершенных (инсан аль-камиль), поэтому и не надо особо разглагольствовать перед ними.

Али Темизель отмечает, что история знает немало музыкантов, которые прославились своей игрой на нее. Среди них был и турецкий султан Селим III (1789-1807).

Стихотворение Джалаледдина Руми, вдохновившее многих музыкантов.

Картинки по запросу daegeum

Источник: koykahvesi.com.tr

По словам профессора, Руми в своем «Маснави» связывает ней с посвященным (ариф) и разумным человеком. Он отмечает: «Когда Мавлана говорит: “Вы слышите свирели скорбный звук?”, он призывает внимать не звукам нея, а тому, кто играет на нем, а также стараться понять его. Т.е. мы должны внимать Аллаху, который вдохнул душу в совершенного человека (инсан аль-камиль), понимать Его и подчиняться Его законам. Все люди были созданы Им в качестве совершенных, потому что в суре «ат-Тин» в Коране Всевышний, принося клятву смоковницей, маслиной и горой Тур (Синай), говорит: «Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами. Потом Мы понизили его ступень и обратили его в нижайшее из низших по степени, поскольку он не выполнил то, для чего он был создан – не поклонялся Аллаху». Таким образом, Он указывает, что, родившись на свет, человек формируется под влиянием семьи, среды, примеров из своего окружения, становясь праведным или грешным. Т.е. Всевышний сотворил человека самым совершенным из всех живых существ как с точки зрения душевной организации, так и физической. Человек, с помощью свободной воли или использует эти качество во благо, становясь совершенной личностью, или, наоборот, деградирует, спускаясь на самую низшую ступень не только среди разумных, но даже и живых существ.

Али Темизель рассказывает, что хотя стихотворение Мауляны является самым известным из связанных с неем, немало других поэтов также посвящали этому музыкальному инструменту свои произведения. Например, азербайджанский поэт и правитель государства Кара-Коюнлу Джахан-шах (1435-1467).

Итальянский музыкант: ней тронул мое сердце, и я принял ислам.

Исламосфера

Комментарии