Немецко-иранские культурные связи: диалог за гранью ориентализма

История немецко-иранских культурных связей простирается до XVIII в. Уже тогда немецкие литераторы и философы с большим интересом обращались к Ирану и его истории. Они заложили основу культурного обмена между странами, который продолжается по сей день, пишет Пейман Ареф.


Ориентализм, по определению американского теоретика культуры Эдварда Саида, это наука, узаконивающая колонизацию Востока. Ее основа – представление о цивилизованном Западе и примитивном, диком Востоке. Тем не менее, представители европейской интеллигенции всегда обращались к Востоку.

Начало изучения Ирана в Германии можно проследить, начиная с XVIII в. В первую очередь, это был интерес к изучению индоевропейских языков, к которым относится и фарси. Наряду с этим, проводились археологические и художественно-исторические исследования.

Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) изучал историю Ирана. Он связывал сущность цивилизации с судьбой правителей и исследовал систему власти в Персии. В его толковании человеческой истории, Иран был центром цивилизации. Персы были первым историческим народом, а Персия, таким образом, первой великой империей в истории человечества.

Источник: ozon.ru

Многие немецкие ориенталисты XIX в. искали истоки цивилизации – в отличие от своих британских и французских коллег – не только в храмах Афин. Они не считали неевропейский мир варварским. Философы и деятели культуры, такие как Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Гёльдерлин, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, не довольствовались Древней Грецией как источником современной цивилизации, а уважительно относились к Востоку.

Среди них Фридрих Ницше (1844 – 1900) наиболее известен среди иранцев тем, что в своей работе «Так говорил Заратустра» обращается к наследию этого древнеиранского религиозного деятеля, тем самым поставив ему духовный памятник за пределами Ирана.

Эти традиция продолжились и в XX в. Немецкая женщина-религиовед Аннемари Шиммель (1922-2003) была одной из самых известных иранистов нашего времени. Она не воспринимала иранскую культуру снисходительно, как большинство ее французских или английских коллег. В своей докторской диссертации «Исследования понятия мистической любви в раннеисламской мистике» Аннемари Шиммель описывает иранскую цивилизацию как основу суфизма. В то же время она сожалеет о том, что иранцы отошли от этой цивилизации.

На надгробии могилы Аннемари Шиммель и ее матери приведена цитата Али ибн Абу Талиба (мир ему): “Люди спят, а когда умирают – просыпаются”. / Источник: en.wikipedia.org

Взаимный обмен

До XVIII века Европа в Иране ассоциировалась со «страной франков» (Фаранг или Фарангестан). Персия, пытавшаяся освободиться от ига двух колониальных держав, России и Великобритании, с начала XIX века приветствовала создание Германской империи в 1871 году как новой европейской державы, которая могла быть полезной интересам Ирана.

Создание новой государственной и правовой системы в Иране началось примерно в 1828 году, после поражения страны от Российской империи, в результате которого шах был вынужден уступить России 17 городов в Кавказском регионе. После почти 80 лет взлетов и падений прозападные силы в стране, вдохновленные Французской революцией, утроили в 1906 году так называемую Конституционную революцию, целью которой было создать парламентскую систему правления и современный правовой порядок. Однако первый парламент страны просуществовал недолго: при поддержке России шах Мохаммад-Али Каджар распустил парламент силой и приостановил действие новой Конституции. Политическое перетягивание каната между революционерами и их оппонентами продолжалось, но установить стабильную парламентскую систему удалось только после Первой мировой войны.

Прогерманское движение, одно из важнейших течений среди прогрессивных сил Ирана, возникло незадолго до Первой мировой войны как движение сопротивления влиянию России и Великобритании. После оккупации Россией столицы Тегерана прогерманские силы обосновались в городе Керманшах на западе Ирана и основали там правительство в изгнании. После того, как они были изгнаны из Керманшаха, они сначала перебрались в Стамбул, а затем в Берлин. В Берлине собралась группа иранских интеллектуалов, взгляды и работы которых сформировали основы современной иранской мысли с 1925 по 1979 годы.

Даже после Исламской революции 1979 года Германия, с одной стороны, пыталась освободить страну от международной изоляции, а с другой стороны, принимала политических беженцев из Ирана. Таким образом, Германия и Иран культурно и исторически связаны более тесно, чем это принято считать.

MERGEN(مِرگِن)ϜϓſϞ على تويتر:

В Берлине собралась группа иранских интеллектуалов, взгляды и работы которых сформировали основы современной иранской мысли с 1925 по 1979 годы / Источник: twitter.com

Исламосфера

Комментарии