Никаб – символ сопротивления западной колонизации
В современном мире слово «никаб» обычно используется для обозначения вуали, которая закрывает лицо женщины, оставляя открытыми только глаза.
Сегодня никаб чаще всего женщины носят в арабских странах Аравийского полуострова – Саудовской Аравии, Йемене, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах. В Саудовской Аравии нет закона обязующего женщин закрывать лица, однако это является важной частью саудовской культуры и в большинстве саудовских городов, включая Рияд, Мекку, Медину, подавляющее большинство представительниц прекрасной половины человечества носят никабы.
Обычай закрывать лица распространен в таких странах, как Сомали, Сирия, Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Палестина, и даже является достаточно заметным явлением в ряде немусульманских странах, таких как Индия, а также в Европе.
Среди западной общественности в настоящее время наибольшую известность получил никаб в стиле стран Персидского залива. Такая завеса для лица, обычно черного цвета, состоит из налобной повязки, к которой пришита непосредственно сама вуаль, оставляя прорезь для глаз. Повязка обычно завязывается с помощью тесемок сзади. Иногда к ней прикрепляется легкая прозрачная ткань, закрывающая глаза, или платок, укрывающий волосы.
Нора Илли – правозащитница и активистка, вдохновившая многих женщин принять ислам.
Такая форма никаба не является традиционной – она появилась в Саудовской Аравии в XX в., а в дальнейшем распространилась на страны Персидского залива. До этого в разных частях исламского мира использовались разного рода маски для лица, такие как батула, вуали или одеяния наподобие чадры и паранджи, скрывающие всю фигуру полностью.
Хотя речь, по большому счету, идет всего лишь о предмете одежды, вопрос никаба в современном мире сильно политизирован и вызывает напряженность не только на Западе, но и в исламском мире.
Неоднозначная реакция на него связана с тем, что с одной стороны, такие движения как ваххабизм и саляфизм, которые все еще весьма влиятельны и сегодня, побуждали последователей очень строго и сурово практиковать то, что, по их мнению, было образом жизни Пророка Мухаммада (мир им) и его сподвижников. Одна из таких практик – как они ее интерпретировали – заключалась в том, чтобы провести четкое визуальное разделение между собой и европейцами, которые неизменно были христианами. Это был первый шаг к превращению никаба из арабской одежды в исламскую. Правительство Саудовской Аравии начало кампанию по экспорту ваххабизма, а в связи с экстремистскими тенденциями в этом течении в глазах мировой общественности никаб зачастую стал отождествляться с экстремизмом. По этой причине он был запрещен даже в ряде мусульманских стран. В том числе главный оплот исламского образования в современном мире, египетский университет аль-Азхар, запретил закрывать лица студенткам и преподавательницам.
Саудовская художница в никабе переосмысливает европейских художников.
В Европе женщины в хиджабе, а тем более в никабе, стали символом проникновения исламского влияния. Вероятно, именно этим вызвана столь несоразмерная реакция на никаб как со стороны общественности, так и политиков. Несоразмерна она с той точки зрения, что закрывают лица не такое уж большое количество мусульманок. Например, во Франции из 5 миллионов мусульман, живущих в стране, таковых было около 2000. Тем не менее, власти посчитали необходимым ввести закон, запрещающий закрывать лица. Впрочем, неоднократно высказывалось мнение, что он, как и другие подобные запреты, связанные, например, с мусульманским купальным костюмом, буркини, призван отвлечь обывателей от более актуальных политических тем и указать им на «козла отпущения».
Достаточно ангажированным является также вопрос о том, что хиджаб и никаб унижают женщин, являются элементами их угнетения. Такая точка зрения активно пропагандируется на Западе. Между тем, мусульманки носят как хиджаб, так и никаб в большинстве случаев добровольно, и даже активно сопротивляются попыткам запретить им одеваться подобным образом. Более того, в XIX – начале ХХ в. закрытие лица стало символом культурного и политического сопротивления европейской колонизации. Многие женщины считают никаб символом неповиновения западным ценностям и несправедливости в отношении к мусульманскому миру.
Американская писательница в никабе создаёт успешное фэнтези.
Также по мнению мусульманок, носящих его, никаб помогает добиться свободы частного передвижения в общественных местах. Как пишет Лила Абу-Лугод в своей книге «Нуждаются ли мусульманки в спасении», для многих женщин, особенно из высшего социального класса, никаб – это своего рода «передвижное уединение», и для них этот предмет одежды связан не с религией, а с культурой и их социальным классом.
Исламосфера