Нити идентичности: историческая мода женщин Ближнего Востока и Северной Африки

Региональная мода на Ближнем Востоке и в Северной Африке представляла собой глубокие духовные связи с землей, семьей, родиной, религией и этнической принадлежностью. Женская мода, в частности, была визуальной демонстрацией культурной идентичности и происхождения. Каждый надетый предмет одежды или украшение были символически тесно связаны с культурой.


Головные уборы

Одной из самых динамичных частей традиционной культурной одежды являются головные уборы, которые носили женщины во всем регионе. Головные уборы выполняли множество функций, которые вытекали из практических целей, таких как защита от особенностей климата и выражение скромности, до использования в качестве личного хранилища для приданого. Замысловатые детали, украшающие каждый тип головного убора, свидетельствуют о стремлении чтить историю предков и продолжать национальные традиции.

Коренные культуры Северной Африки: амазиги. Северная Африка имеет культурное наследие, на которое повлияло множество цивилизаций от римлян до османов. Важно отметить, что коренная культура амазигов играла центральную роль в развитии ремесел, богатого текстиля и изысканного дизайна. Головные уборы, такие как тот, что изображен на фотографии журнала National Geographic, представленной ниже, являются важной частью племенных традиций амазигов и продолжают влиять на традиции стран Северной Африки и Ближнего Востока в целом.

Кабильский головной убор. Кабильские народы – это группа амазигов, проживающая в горном районе Кабиль на севере Алжира. Кабильцы традиционно были известны как искусные художники и ювелиры, создававшие замысловатые изделия из лучшего серебра с использованием традиционной синей и зеленой эмали. Головной убор на изображении ниже имеет большой кулон, а девушка украшена драгоценностями. Ее платье также украшено изысканными узорами и украшениями из драгоценных камней, которые составляют традиционное кабильское платье.

Женщины североафриканского племени Улед-Наиль были известны своими оригинальными головными уборами, похожими на короны, украшенными драгоценными камнями, золотыми монетами, цепями, бусинами и другими аксессуарами, такими как перья. Помимо головного убора женщины носили по всему телу золотые и серебряные украшения (Журнал National Geographic, 1914 г.).

Палестинский головной убор. Существует множество вариаций палестинских головных уборов, которые носили крестьянки по всей Палестине. Как и в некоторых других культурах, женщины использовали палестинский головной убор для хранения своего приданого, золота и серебра, которые они копили на протяжении всей своей жизни. Палестинская традиционная мода различалась в зависимости от географического положения, и у женщин по всей Палестине были разные стили и обычаи ношения головных уборов. Некоторые женщины добавляли к своим головным уборам коралловые бусы, а также декоративные кисточки (National Geographic).

Замужние женщины из Вифлеема носили похожую на феску шляпу, называемую шатва, которая украшалась рядами монет, коралловыми бусинами и другими драгоценными украшениями. Некоторые женщины позволяли себе носить шатву на видном месте, в то время как другие надевали толстую белую вуаль поверх своей шатвы и покрывали головной убор от посторонних глаз (Журнал National Geographic, 1925 г.).

У бедуинских племен пустыни Негев в Палестине были уникальные головные уборы. Женщины племени тури, например, носили головной убор, состоящий из вуали из монет, где видны только глаза. Чтобы показать, что они замужем, женщины тури заплетали волосы и носили их на лбу в форме рога (Журнал National Geographic, 1927 г.).

Иран. Исторически персидские женщины были известны яркими и смелыми цветами, которые украшали их традиционные платья и головные уборы. Одним из самых популярных традиционных головных уборов в Иране является шапочка с монетами. Многие женщины носили эту шапочку и заплетали волосы, как показано на фотографии ниже («Персидские женщины», Исаак Малек Йонан, 1898 г., Американская библиотека Конгресса).

Оман. Оманская батула – уникальный головной убор региона Персидского залива. Изготовлен из множества различных материалов, таких как шелк, золотые и серебряные нити, а также козья кожа. Батула покрывает лицо женщины от бровей до рта. Батула имеет практическое назначение и служит щитом, защищающим женские лица от сурового климата пустыни, а также считается символом скромности. На фото традиционная оманская батула (журнал National Geographic, 1911 г.).

Татуировки на лице

Татуировка лица была обычной практикой в Северной Африке и на всем Ближнем Востоке. А именно, амазиги, курды и различные бедуинские племена наносили разнообразные узоры и рисунки на свои лица. Одной из первых и традиционных татуировок является татуировка на подбородке, называемая сияла. Татуировка сияла была символом крепкого здоровья и плодородия, и ее наносили женщине в надежде, что она сможет родить здоровых детей. Все лицевые татуировки представляли собой важные этапы в жизни женщины (Американская библиотека Конгресса, 1920 г.).

С распространением ислама в Северной Африке и на Ближнем Востоке практика нанесения татуировок на лицо постепенно потеряла свою популярность, однако, она оставалась широко распространенной в деревнях и среди бедуинских общин региона. Одним из регионов, где татуирование оставалось наиболее распространенным за пределами Северной Африки, была Палестина. На фото палестинская мусульманка из Вифлеема с татуировками на лице (журнал National Geographic, 1927 г.).

Традиционные шелка и вышивка

Один из старейших населенных городов мира, Дамаск, был центром производства тонкого шелка в регионе. Знаменитая дамасская ткань считалась сокровищем во всем регионе и была известна своими яркими цветами, замысловатыми узорами и мягкостью. По всей стране сирийские женщины носили изысканные платья из дамасской ткани. Дамасский шелк продавался по всему миру, и особенно им восхищались в арабских странах. Женщины палестинских регионов Назарета (Эль-Насра) и Галилеи также носили платья из богатых шелковых тканей с разнообразными узорами. На снимке женщина из Назарета в 1938 году в традиционном платье (журнал National Graphic, 1927).

Палестинский татриз. Палестинские вышитые ткани являлись эмблемой национальной идентичности и служили наглядным символом, по которому легко определяли, к какому региону Палестины принадлежали женщины. Женщины всего региона носили сшитые вручную ткани с вышитыми узорами и символами, отражающими их территориальную принадлежность. Ткань Рамаллаха известна своей яркой красной вышивкой и цветом слоновой кости. Район Вифлеема отличается одними из самых ярких узоров и относится к стилю Малак, который был принят по всей Палестине и надевался в особых случаях. Некоторые женщины также завещали быть похороненными в своих малаках, что свидетельствует о том, насколько почитаемым был этот вид ткани (Правое изображение: Вифлеем Малак, 1927 г. Левое изображение: Лифта и более широкая ткань в стиле Иерусалима, 1929 г., журнал National Geographic).

Исламосфера

Комментарии