Комплексный взгляд на исламский мир в новой галерее Британского музея

В Британском музее Лондона открылась уникальная галерея, которая хочет сделать ислам более понятным для людей на всей планете. Галерея исламского мира «Аль-Бухари» – один из крупнейших проектов Лондона, который может удивить посетителей, ждущих классического подхода в представлении религии, сообщает The National. Свое название «Аль-Бухари» галерея получила от главного спонсора – малайзийского благотворительного фонда «Аль-Бухари». Также в создании галереи значительную роль сыграл Музей исламского искусства Малайзии.


«Это галерея не ислама, а регионов, где в те или иные исторические периоды доминировал ислам», – объясняет куратор музея Современного Ближнего Востока Фахмида Сулейман.

Поэтому экспонаты, представленные в галерее, не могут рассматриваться исключительно как исламские. Они также относятся к христианской, иудаистской, индуистской религиям. Кроме того, они охватывают разные стороны жизни народов Европы и Юго-Восточной Азии – игру, музыку, живопись и одежду .

Создавая экспозицию новой галереи, руководители проекта не хотели следовать привычным шаблонам и показывать традиционные артефакты, которые хранятся в фонде исламского музея.

Рустем Хузин: “Раствориться в аятах Аллаха…”

Картинки по запросу prophet elijah rescuing hamza's nephew, prince nur ad-dahr, a painting in gouache on cotton

Иллюстрация к рукописи средневекового дастана “Хамзанама” (16 век) в экспозиции галереи Аль-Бухари / Источник: britishmuseum.org

“Мы собрались и стали думать о том, что хотели бы рассказать посетителю. Для нас эта галерея стала возможностью поведать историю с разных уголков планеты от Западной Африки до Китая и Индонезии, с VII века и до наших дней”, – говорит Венеция Портер, куратор проекта и эксперт по исламу и современной истории Ближнего Востока.

Команде, трудившейся над проектом новой галереи, понадобилось четыре года, чтобы разработать концепцию экспозиции. Все это время члены команды изучали коллекции разных музеев мира – музея искусств в Нью-Йорке, Лувра в Париже. Также они общались с разными людьми и узнавали у них, что они хотели бы увидеть в галерее, чего ей не достает. Обратная связь, полученная от посетителей музеев, дала понять, что людям не хочется видеть только археологические находки, они просили предоставить больше информации об исламе как о религии.

Галерея расположена в двух больших залах, центральная экспозиция выстроена в хронологическом порядке, а по краям использован тематический принцип. Галерея – единственное место в музее, где глядя на потолок, посетители видят небо и могут разглядывать экспонаты при дневном свете. Это сделано для того, чтобы показать грацию света в исламской архитектуре и оживить помещение.

Картинки по запросу Саид Мухтар Аль-Бухари

Обувь из керамики / Источник: britishmuseum.org

Планируется, что галерея сохранит свою атмосферу и не будет сильно меняться. В экспозицию галереи будут вноситься лишь незначительные изменения, чтобы посетители могли возвращаться сюда снова и снова. Так, работы, сделанные на бумаге, будут обновляться каждые шесть месяцев, а выполненные на ткани – через каждые два года. На большой стене в конце зала будет установлено творение современного художника Идриса Хана, который является автором мемориала «Вахат аль-Карама» («Оазис достоинства») в Абу-Даби, посвященного погибшим солдатам в борьбе за единство ОАЭ.

Работа Идрис Хана, представленная в галерее Британского музея, посвящена хаджу. Это картины, в центре которых написаны слова, связанные с этой важной темой. По словам Портер, инсталляция Хана – «это поэзия, размышления о жизни… когда смотришь на картины, складывается ощущение, что ты действительно бросаешь камни» (бросание камней или побивание шайтана камнями является одним из важных ритуалом хаджа – Исламосфера).

Idris Khan with his installation which will be on display at The Albukhary Foundation Gallery of the Islamic World. Courtesy The British Museum

Идрис Хан на фоне своей инсталляции / Источник: britishmuseum.org

Помимо картин здесь есть интересные работы, отражающие современный мир ислама. Например, спичечные лодки символизируют проблему беженцев.

Еще один интересный экспонат галереи – переплет книги из Египта, сделанный из слоновой кости, датируемый XIV веком.

Топ-10 самых интересных музеев Египта.

Мамлюки показаны через их одежду, которая различалась в зависимости от социального статуса их владельца. Четыре разные фигуры имеют разные узоры на своей одежде, что подчеркивает разный статус, который они имел при дворе, а пятая приложила крест к груди – скорее всего это епископ.

В разных регионах существовали свои музыкальные предпочтения. Так, в коллекции галереи есть лира из Судана, которая напоминает коралловый риф.

«Все представленные вещи доказывают, что исламский мир является частью гораздо большего мира, очень разнообразного и меняющегося во времени», – считает Уильям Гринвуд, куратор фонда “Аль-Бухари”.

Исламосфера

Комментарии