Новый спектакль “Отелло”: трагедия мусульманина как результат потери идентичности

Возможно, не все читали произведения Уильяма Шекспира, но практически каждому знаком образ ревнивого героя Отелло. Однако многие ли люди задумываются о том, что Отелло – это мусульманин? Новая адаптация известной истории Шекспира, которая ставится в Лондоне, как раз акцентирует внимание на религиозном аспекте, пишет Al Jazeera.


Режиссер спектакля Ричард Твиман рассказал, что Отелло, конечно, страдал от расизма, но не только в этом заключалась его трагедия чужака.

«Отелло постоянно называют «мавром». Из истории мы знаем о мавританском королевстве Испании (где испанские мусульмане или мориско были насильственно крещены в 1492 году). Но я никогда не задумывался, что мавр – это еще духовная и культурная идентичность Отелло», – рассказывает Твиман.

После того как он познакомился с работой историка Джерри Броттона, специализирующегося на эпохе Возрождения, Твиман пересмотрел некоторые свои взгляды.

Нашумевшие постановки о мусульманах на американской театральной сцене.

«В XV-XVI вв. мусульман называли черными. Для обозначения мусульман в то время не было никаких слов. Этот термин не употреблялся в английском языке до второго десятилетия XVII века. Однако есть несколько синонимов, таких как турок, сарацин, перс, которые являются попыткой англичан описать мусульман», – продолжает режиссер спектакля «Отелло».

В пьесе делаются отсылки на то, что Отелло был мусульманином. Первый же эпизод демонстрирует, как герой расстилает молитвенный коврик, говорит «Бисмилляхир-рахманир рахим». Он мечется между разными религиями. На протяжении всей пьесы на шее у него висит нательный крест, но когда сталкивается с “изменой” жены, он поднимает руки к небу и говорит: «Йа Акбар» («О, Великий»).

Вклад Ислама в развитие европейской цивилизации.

Примечательно, что мусульманскими образами и символами были наполнены и более ранние произведения Шекспира. Причиной этого заключается в том, что католическая Испания для протестантской Англии была абсолютно враждебным государством. Мусульмане же врагами не были. Наоборот у Елизаветинской Англии были тесные контакты с исламским миром.

Елизаветинская Англия и исламский мир: от политических союзов до произведений Шекспира.

Образ Отелло очень близок для исполнителя этой роли Виктора Ошина. Ему, чернокожему молодому человеку, выросшему в восточном Лондоне, понять Отелло гораздо легче: человек, вынужденный ассимилироваться в новом обществе, теряет часть себя. В конце пьесы Отелло задается вопросом, кем он стал и что потерял. Приятно видеть, что об этом задумывались 400 лет назад», – делится Ошин. По его словам, он тоже время от времени задается подобными вопросами.

Исламосфера

Комментарии