Нурин Мухаммад Сиддик и африканское искусство чтения Корана

Социальные сети позволили возродить уникальные африканские стили чтения Корана, пишет Исмаил Кушкуш.


Чтение Корана суданским имамом Нурином Мухаммадом Сиддиком описывали как печальное, проникновенное и блюзовое. Его уникальный голос сделал его одним из самых популярных чтецов мусульманского мира. И когда он в возрасте 38 лет погиб в автокатастрофе в Судане в ноябре прошлого года, его оплакивали во всех уголках земного шара от Пакистана до США.

Его чтение Корана навевает сравнение с блюзом не случайно. Как пишет историк Сильвиана Диуф, песнопения, молитвы и декламация привезенных в Америку в качестве рабов западноафриканских мусульман, возможно, способствовали созданию «характерной афроамериканской музыки Юга, которая эволюционировала в холлер (архаический афроамериканский жанр трудовой песни-переклички) и, наконец, в блюз».

Фатих Сеферагич: молодой хафиз со славянским лицом стал звездой соцсетей.

Согласно традиции, Коран обычно читается нараспев, так как Посланник Аллаха (мир ему) велел: «Украшайте Коран своими голосами». Это особо значимо во время религиозных отправлений, таких как намаз таравих в Рамадан.

Существует несколько видов чтения Корана – кираат. Они могут отличаться по тону и артикуляции в зависимости от географии, культуры и исторического опыта в разных регионах обширного мусульманского мира.

Декламация Сиддика и его безвременная смерть привлекли внимание к традиционному африканскому стилю, которому он сам обучался в коранической школе в своей деревне аль-Фараджаб, находящейся к западу от Хартума. Когда он позже переехал в Хартум и стал возглавлять намазы в главных мечетях города, то привлек к себе внимание. А после того как видео с ним были загружены на YouTube, его слава распространилась по всему миру, способствуя популяризации африканских школ кираата, которые распространены в мусульманских регионах Сахеля и Африканского Рога.

Хафиз Абдуль-Басит – один из лучших чтецов Корана современного периода.

В последние десятилетия в Африке, особенно в городах, стали доминировать ближневосточные кирааты. Это связано с тем, что разные мусульманские организации, в основном, египетские и саудовские стали распространять здесь записи чтения Корана чтецами из этих стран. Кроме того, именно эти стили чтения усваивали африканские студенты, обучающиеся в аль-Азхаре и университете Медины. Некоторые воспринимали ближневосточные кирааты как подлинные, и считали необходимым популяризировать их даже в ущерб местным традициям. Но Интернет и социальные сети, в частности, вновь привлекли внимание к традиционным африканским стилям чтения Корана особенно у молодого поколения.

Считается, что Коран передавался в соответствии с семью школами кираата, которые немного различаются в том, как читаются некоторые слова. Наиболее известным из них сегодня является кираат Хафса от Асима. Это связано с тем, что именно его распространяли турки-османы на завоеванных ими землях. Позже его преподавали в ведущих учебных заведениях исламского мира и популяризировали через печатные Кораны, издаваемые в Каире и Мекке. Но в некоторых регионах мусульманского мира, особенно в сельских районах африканского континента, продолжали практиковать другие виды чтения, такие как кираат Хафса ад-Дури от Абу Амра аль-Басри в Судане. Ему и следовал Нурин Мухаммад Сиддик.

Аль-Миншави – “султан страны печали” и “несравненный чтец Корана”.

Его стиль декламации был напоминанием как о схожести, так и о разнообразии традиций исламского мира, и в этом заключается ясный урок для мусульман. В то время как текст и буквы Корана в значительной степени согласованы, различные стили декламации обеспечивают универсальное послание, выраженное через «прекрасное сочетание местного звучания и глобальной семантики», объясняет музыковед профессор Майкл Фришкопф, преподаватель Университета Альберта в Канаде.

Исламосфера

Комментарии