Обрезанные крылья снова взлетают: новое поколение сирийских художников возрождает древние традиции

Делать все возможное с тем, что вы имеете – это принцип, который пронизывает всю Сирию, в особенности творческую индустрию. Вдохновленное голубем и белым золотом Сирии новое поколение сирийских художников восстанавливает свое утраченное наследие, мотивируя нацию к возрождению и развитию.


Раздираемая войной страна уже целое десятилетие переживает кризис и массовую миграцию миллионов людей, большая часть отечественной сирийской художественной сцены была разрушена и отодвинута на второй план в течение долгого периода лихолетья, но с приходом нового поколения, движимого надеждой, она медленно возрождается.

От Алеппо до Дамаска – искусство инсталляции очаровало сирийцев и привлекло новую аудиторию к новаторским идеям молодежи, которая выросла в Сирии в самых нетривиальных условиях. Так, на фоне огромных разрушений на площади Аль-Хатаб в Алеппо, которая находится в двух шагах от исторических стен Древнего города, белые и цветные голуби окружили развалины, когда город захватила замечательная художественная выставка под открытым небом.

29 поразительных инсталляций белых голубей из полиэстера с подходящим названием «Однажды в сказке» заворожили всех, кто наблюдал за ними. Некоторые из инсталляций изображали птиц, висящих вверх ногами, другие были захвачены в ловушку надгробными плитами, остальные голуби летали рядом с пустыми тарелками, символизируя голодную смерть.

Трехмерный Дамаск в работах сирийского художника.

Источник: Дэнни Макки

Художники рассказывают о концепции разочарованного нового поколения и их разбитых мечтах. Создательница выставки Бутайна Али рассказала, что концепция ее работы была обусловлена множеством идей: «Композиции рассказывают историю каждого из художников, истории, сотканные их творческим воображением в годы их становления, годы войны, воспоминания, мечты, события, утраты, боль и надежды».

Впечатляющая инсталляция «Паралич» Джулланар ас-Срихи олицетворяет семь птиц, подвешенных за лапки. Одна из них источает бледно-белый свет, отбрасывающий тень голубя на землю круглым пятном. Художница раскрывает смысл своей работы: «Я хотела увидеть свой страх. Это красота, несмотря на ее уродство. Это наша перевернутая реальность. Наша беспомощность исходит от страха, от боли и усталости. Почувствовать страх – значит проснуться и увидеть себя. Ты не слепой, ты можешь видеть, ты не мертв, ты просто в наручниках, ты голубь, ты добыча».

Инсталляция Джуманы Мортады «Я здесь» показывает пространство, в котором цветные панели освещаются с помощью различных осветительных приборов, а голуби распределяются по мере того, как в палитру добавляются белые акценты. «Когда я впервые представила себе голубя, я не могла поместить его в какое-либо философское измерение, я рассматривала его как часть своей цветовой палитры. Мои цвета прозрачны и отражают мою реальность. Моя белая птица станет прикосновением света в моем небе».

Трагедия Сирии на полотнах всемирно известного каллиграфа.

Источник: Дэнни Макки

В тщательно продуманной работе художника Пьера Хамати «Тайная вечеря» голод занял центральное место в качестве основной темы. В инсталляции изображены голуби, подвешенные вместе с металлическими обеденными тарелками над большим деревянным столом, висящим на веревке. Художник рассказывает: «Раньше у меня была одержимость потерей, инсталляция представляет для меня не что иное, как вора, который крадет у нас то, что мы считали потерянным в течение десяти лет войны. Я спрашивал себя и окружающих: Что мы потеряли в годы войны? Любовь, веру, силу? Как насчет секретов жизни?»

Прекрасная тема материнства

Тем временем в Дамаске другая выставка инсталляций, совершенно уникальная для Сирии, попыталась смело нарушить границы в другом направлении.

Художница Тулин Дима Кабанни создала изысканную художественную выставку под названием «Мать – Родина – Мать-природа», в основном используя хлопок и другие экологически чистые материалы, чтобы рассказать с помощью ниток и хлопка историю материнства, природы и сирийского «белого золота». Тулин рассказывает, что этот уровень передового искусства волокна, безусловно, останется в Сирии надолго: «Искусство волокна – это природа, говорящая с нами, природа – моя центральная точка. Искусство – это нечто благородное, и вы должны использовать материалы, которые также благородны и позитивны для окружающей среды. Ваша работа как творца – вдохновлять и распространять правильные идеи».

Айхам Ахмад – пианист на развалинах в Дамаске…

Источник: Дэнни Макки

В инсталляции есть несколько рамок из ниток, портреты из хлопка, несколько деревьев, фонарей и более крупных нитей для изображения жизни и материнства с использованием символа ДНК.

Художница также повествует о том, как возникла идея создания выставки: «Есть много вещей, которые ранили меня здесь, например, вездесущая бедность. Чтобы выжить в Сирии, мне нужно было решить заглушить часть своих чувств. Я была бесчувственной в течение некоторого времени, почти невосприимчивой к новым понятиям и идеям. Очень важно исследовать новые идеи и границы, но дело не в том, чтобы заставить других делать это, а в том, чтобы делать это самому и доказать, что это возможно. Я выбрала для выставки название «Мать» из-за природы и ее  интимности. Принадлежность очень важна и ею может быть ДНК, религия, культура, пол и др.».

Таким образом, современные сирийские выставки демонстрируют возрождение искусства государства – индустрии, прошедшей долгий путь за трудные годы войны.

“Сирия имеет значение”: выставка о наследии многострадальной страны откроется в Дохе.

Источник: Дэнни Макки

Исламосфера

Комментарии