Община мусульман-чолия отмечает юбилей мечети в главном городе Мьянмы
Знаете ли вы, что в Бирме есть не только пострадавшие от угнетения мусульмане-рохинья, но и мусульмане-чолия из Южной Индии? В этом году они отмечают долгожданную годовщину, которая, как они надеются, поможет им в борьбе за сохранение своей самобытности в этой стране.
Члены небольшой общины чолия собрались недавно в Янгоне (Мьянма), чтобы отпраздновать 160-летие появления в городе первой мечети.
Мусульмане, говорящие на чолия – тамильского языке, родиной которых является штат Тамил-Наду в Южной Индии, построили деревянную мечеть в Янгоне в 1856 году. На ее месте в 1936 году была построена величественная мечеть Чолия Джама, которая сегодня используется общиной, достигающей 100 000 человек, большинство которых живет в Янгоне. На соседней улице есть мечеть Чолия Дарга.
4 февраля 2018 года около 200 человек собрались в мечети Чолия Джама, чтобы отпраздновать памятную годовщину.
Праздничные мероприятия не удалось провести непосредственно в день годовщины, потому что общине понадобилось два года, чтобы получить разрешение на их проведение.
Большую часть людей, присутствовавших на этом мероприятии, составляли мужчины, в том числе посол России Николай Листопадов и член верхней палаты парламента Мьянмы – Палаты национальностей (Амьота хлуто) У Ба Мё Теин.
Организатором юбилейных торжеств выступил фонд мечети – «Cholia Mosque Trust». Данная организация была создана в 1869 году для управления мечетью, и в ее финансировании принимают участие более десятка общественных организаций.
Выступавшие на мероприятии в своих докладах говорили об истории общины, уходящей своими корнями в эпоху династии Чола, одной из самых могущественных в Южной Индии, пик развития которой пришелся на конец IX – начало XIII веков. Чолия осуществляли торговлю со многими странами, а их торговцы вели дела в Бирме задолго до появления там британцев.
В 1856 году торговцы из общины чолия купили у правительства семь земельных участков, на которых была построена деревянная мечеть. Кирпичное здание на этом месте было возведено в 1872 году, а мечеть, которая стоит на этом месте сегодня, была построена в 1936 году армянским архитектором Мартиросяном. Он спроектировал большое количество грандиозных зданий, построенных в Рангуне (бывший Янгон) в колониальную эпоху, включая здание главного почтамта, как следует из архитектурного путеводителя Янгона, изданного в 2015 году.
После того, как новая мечеть была построена, попечители делились водой из колодца, вырытого на территории мечети, с местными жителями, потому что водоснабжение в этом районе было плохим.
Во время Второй мировой войны часть мечети и прилегающих зданий были сильно повреждены в результате бомбардировок союзников, также были убиты несколько человек. В 1963 году попечители приняли решение снять купольный минарет, находившийся в углу здания, чтобы расширить мечеть. Во время пятничных молитв она может вместить до 2500 человек.
Как и в большинство исламских культовых сооружений, только мужчины могут входить в мечеть во время молитвы. В мечети есть два зала для особых случаев, таких как свадьбы.
В колониальную эпоху общине чолия по случаю разговений во время священного месяца Рамадан было дано разрешение стрелять из огнестрельного оружия, которое хранилось в минарете мечети. Было также время, когда чолия могли праздновать день рождения Пророка Мухаммеда (САВ) на спортивной площадке Атлетической ассоциации Бирмы (ныне стадион Богиёке Аунг Сан).
«В эпоху колониального правлении свобода религии находилась на очень высоком уровне», – сказал Хан, также известный как У Мин Оо, член Комитета по празднованию годовщины. «Хотя сегодня все эти привилегии остались в прошлом, репрессии в отношении общины чолия в Янгоне не слишком сильны, потому что у нас очень дружная община», – рассказал он в интервью Frontier.
У общины чолия до 1964 года была своя школа с преподаванием на тамильском языке, которая была закрыта с целью уберечь ее от национализации диктаторским режимом генерала У Не Вина, поскольку после государственного переворота 1962 года все частные школы были национализированы.
Закрытие школы стало препятствием для сохранения языка и культуры общины.
«Язык был почти потерян», – сообщил Хан, добавив, что многие представители молодого поколения чолия не могут разговаривать на тамильском языке.
Как сообщает архитектурный гид Янгона, роль языка в качестве главного признака идентичности общины была признана Верховным судом Янгона в постановлении 1936 года, согласно которому понятие «мусульманин-чолия» означает любого мусульманина, чьим родным языком является тамильский.
Политические реформы последних лет создали для этой общины новые возможности для сохранения своей культуры. Во время школьных летних каникул в 2013 году община чолия организовала для молодежи классы изучения тамильского языка; в планах также значится открытие средней школы. В общине также действуют службы социального обеспечения, включая детский дом и мастерские для людей, не имеющих профессиональных навыков.
77-летний Хан, представитель третьего поколения чолия, сказал, что его связь с Тамил-Наду никуда не исчезла, хотя в Индии у него не осталось ни одного родственника. Многие чолия уехали во время японской оккупации, после обретения независимости в 1948 году и государственного переворота 1962 года, а Хан отправился в Индию, чтобы посетить друзей, которые когда-то жили в Мьянме.
Другие семьи также поддерживают связь со своей родиной. «Мои родители отправили меня в Индию, когда мне было 16», – сказал член общины чолия, 38-летний У Хин Маунг Айе. В течение шести лет он жил в Индии, свободно овладел тамильским, но вернулся в Янгон, потому что здесь его дом.
Cholia Mosque Trust, который управляет мечетью, а также доходами, поступающими от магазинов, находящимися в собственности мечети, с 2001 года возглавляет У Аунг Теин, который известен в общине как Джамал Мохамед.
«Мечеть – это мой первый дом, все остальное находится на заднем плане», – сообщил Аунг Теин Frontier. «Если кондиционер сломался дома, это может подождать, если же кондиционер сломан в мечети, я должен починить его незамедлительно».
На стенах мечети висят двое часов, которые Аунг Теин пожертвовал по возвращении из хаджа. Аунг Теин помогает членам общины с организацией паломничества.
Руководитель Исламского центра Мьянмы Аль Хадж У Айе Лвин сообщил, что мусульманские общины Мьянмы по-прежнему сталкиваются со многими запретами, однако они должны попытаться помочь представителям других конфессий лучше понять исламскую религию.
«С 1962 года в Мьянме не было построено ни одной мечети; мы должны спросить себя о причинах этого», – сказал он.
Объяснение немусульманам того факта, что посещение молитв в мечети способствует очищению сердца, поможет создать положительный образ мусульман.
«Мечети не являются ни для кого угрозой», – резюмировал он.
Катрин Шрегенбергер / frontiermyanmar.net