Очарование общины ваханцев в Пакистане

Пакистан является домом для множества разнообразных общин с увлекательными традициями. Среди живописных долин и захватывающих дух гор Северного Пакистана проживает народ вахи. Община ваханцев, также известная как хик или памирцы, представляет собой ираноязычную этническую группу, переселившуюся сюда из Центральной Азии в начале 20 века. Сообщество в основном населяет Верхнюю долину Хунза, также известную как Годжал. Другими районами, где можно найти ваханцев, являются Ишкоман и долина Брогил. Помимо Пакистана, они также проживают в Таджикистане, в районе Ваханского коридора в Афганистане и в некоторых частях Синьцзяна в Китае.


Родной язык народа вахи также называется вахи. Это смесь различных индоевропейских языков, принадлежащих к памирской подгруппе иранских языков. Вахи – архаичный язык, отличный от остальных памирских диалектов, таких как шина, бурушаски и др. Этот язык был объявлен ЮНЕСКО находящимся под угрозой исчезновения, потому что в мире осталось очень мало его носителей. Во многих районах, где проживают ваханцы, в том числе в Пакистане, на этом языке только говорят, но не пишут. Зарегистрированная государством организация «Культурная ассоциация ваханцев» была создана в сотрудничестве с Министерством культуры и туризма для сохранения этого исторического языка, а также музыки и поэзии народа вахи.

Долина Годжал / Источник: Syed Mehdi Bukhari

Людей вахи часто можно узнать по их светлой коже и голубым глазам. Самым ярким символом наследия и культуры вахи являются красочные, вышитые вручную головные уборы, называемые ираги. Их в основном носят невесты и пожилые женщины, которые сочетают их с платком (дупатта или чаддар), покрывающим голову. Одежда мужчин представляет собой шальвар-камиз с жилетом и шерстяную шапку, называемую секид на языке вахи. Для особых случаев секид украшают пером в качестве плюмажа, а в праздничные дни мужчины надевают длинное шерстяное пальто с красивой вышивкой. В прошлом в обществе не поощрялось образование, но со временем эта тенденция изменилась. Все чаще ваханцы отправляют свою молодежь в крупные города для получения высшего образования.

Ваханцы / Источник: youlinmagazine.com

Вахи обычно ведут простой образ жизни. Их средства к существованию зависят в первую очередь от сельского хозяйства и малого бизнеса. Однако рост туризма в северных районах за последние несколько лет помог им также заняться и этой отраслью. Они часто работают гидами, помогая путешественникам исследовать регион.

Ираги и секид / Источник: youlinmagazine.com

Традиционные свадьбы ваханцев обычно состоят из нескольких церемоний. По обычаю все члены семьи и гости жениха приглашаются на предсвадебное мероприятие, известное как Перг Вендак. В этот день семья жениха посылает в дом невесты подарки и гирлянды. Следующее мероприятие известно как Бетрасид, где гости обедают вместе с семьей жениха, а затем старейшины произносят молитвы за молодоженов. Еда, которой обычно угощают в Бетрасиде, представляет собой знаменитое блюдо чамурки, приготовленное из хрустящих лепешек роти и топленого масла дези гхи. Чамурки обычно подают с молоком. Когда, наконец, наступает день свадьбы, известный как Шонинивз, жених и его семья посещают дом невесты, где пара связывает себя узами брака. По возвращении в дом жениха союз отмечается традиционным танцем.

Женщины готовят роти / Источник: youlinmagazine.com

Музыка – очень важный аспект культуры ваханцев. Народная музыка на вахи находится на грани исчезновения, но прилагаются большие усилия для ее сохранения. Так, была создана школа народной музыки ваханцев. Название первой музыкальной школы Годжала «Бюльбюлик» вдохновлено соловьями – символом, который фигурирует во многих стихах на урду и персидском языке. Для любителей народной музыки ваханцев школа открывает новые горизонты. Учащиеся мужского и женского пола учатся играть на рубобе, газхеке, ситаре, габи и тутеке, а также на других местных традиционных инструментах.

Чамурки / Источник: youlinmagazine.com

Культура ваханцев находится под сильным влиянием древних персидских традиций. Праздник, который широко отмечается в Гилгит-Балтистане, называется Новруз. Он знаменует собой начало весеннего сезона в регионе. Поскольку  существование ваханцев зависит от сельского хозяйства, этот день имеет для них самое большое значение. В Гилгит-Балтистане Новруз отмечается как государственный праздник. Еще одним праздником, посвященным сельскохозяйственному сезону, является Тагам. Этот день связан с посевом семян и появлением свежей воды для их выращивания.

Дети-ваханки / Источник: Matthieu Paley

Ваханцы известны своим гостеприимством и теплотой. Их богатую культуру и полезные традиции следует сохранять и развивать. Именно благодаря вкладу этой общины туристическая индустрия Пакистана в последнее время получила импульс для развития.

Исламосфера

Комментарии