Оман укрепляет терпимость и дружбу между исламскими течениями
Ноябрьским вечером представители разных мусульманских течений поднимаются по полированным мраморным ступеням мечети Сайида Мазун в Маскате (Оман), чтобы совершить совместную вечернюю молитву. Оман является домом для суннитов, шиитов и приверженцев ибадитского течения Ислама, самого большого течения в султанате, все больше выступающего в качестве оплота совместного существования на Ближнем Востоке.
Уважение к другим религиозным течениям не случайно, оно закреплено в законодательстве Омана. Такой принудительный мир является источником национальной гордости для страны с населением 4,5 миллиона человек (около 46% которого являются иностранцами), когда межконфессиональный конфликт сотрясает другие части Ближневосточного региона.
Ибадитская мечеть Сайида Мазун, названная так в честь матери нынешнего султана Омана Кабуса бен Саида, теплым вечером в начале этого месяца представляла собой настоящий оазис спокойствия, находящийся вдали от шумных улиц столицы Омана Муската.
Мальчики в чистых белых джуббах бежали через открытый двор мечети на занятия по Корану, а мужчины омывали ноги в элегантных раковинах, в то время как солнце бросало последние лучи сквозь арочные окна.
В это время ручеек мусульманок струился наверх в женскую часть мечети.
46-летний египетский врач Ахмед, живущий в Омане, говорит, что, предпочитает ходить на намазы в Сайида Мазун, несмотря на то, что является суннитом.
«Я чувствую, что эта мечеть очень близка мне. Оманские братья никогда не позволяют чувствовать себя чужаком», – сказал он в интервью AFP. «Мы все здесь мусульмане. Мы поклоняемся одному Богу и не отличаемся друг от друга».
«Когда вы приезжаете в Оман, вы понимаете это», – добавил он.
«Первоклассные граждане»
Друг Ахмеда Яхья Рашиди слушал, находясь рядом, а на его голове красовалась кумма [традиционный оманский головной убор – Исламосфера] с желтой вышивкой.
Рашиди, являющийся представителем ибадитского течения, второй год изучает исламское право. Он утверждает, что терпимость в Омане – стране, равной по площади Италии, – подкрепляется религиозными центрами.
«В местных колледжах учатся студенты всех национальностей и разных религиозных течений, из Восточной Азии, Восточной Африки, Северной Африки. Наши профессора также принадлежат разным религиозным течениям, не являясь исключительно ибадитами», – сказал он AFP.
«Религиозные ученые внедряют в умы своих учеников идею толерантности и свободы мысли», – пояснил Рашиди.
«Иногда мы слышим об ученых, которые, к сожалению, занимают очень жесткую позицию. Они запрещают изучать эти идеи и другие религиозные течения», – сказал он.
Он спешит подчеркнуть, что в Омане этого не происходит.
«Сосуществование… таков был путь наших предков, и таков путь Его Величества султана Кабуса», – сказал он.
Султан, который является самым долгоправящим правителем в арабском мире, задает тон многим сферам жизни и стремится избавить Оман от региональных разногласий, как политических, так и религиозных.
Исследователь Ахмад Маджидьяр из Ближневосточного института в Вашингтоне, занимающийся проблемой сектантства, утверждает, что Оман серьезно относится к любой угрозе, направленной против достигнутого в стране религиозного единства.
«С юридической точки зрения, основной закон страны запрещает все формы дискриминации по религиозному признаку», – сказал Маджидьяр, отметив, что власти устанавливают многолетние сроки тюремного заключения за разжигание межконфессиональной розни, и порой отказывают в визах иностранным проповедникам, считающимся экстремистскими.
Что еще более важно, по его словам, «правительство Омана успешно интегрировало религиозные меньшинства в социальные, политические и экономические структуры общества и не дало им оснований заниматься экстремизмом у себя дома или искать иностранных покровителей».
Маджидьяр указывает на небольшую шиитскую общину Омана, которая рассматривается как «первоклассные граждане» и имеет большое влияние на бизнес и политику, несмотря на не очень большую численность.
Хотя Оман и расположен между двумя главными региональными противниками – Ираном и Саудовской Аравией, они имеют мало влияния на его религиозные общины.
«Я боюсь за Оман»
Перед вечерней молитвой молодой имам мечети Сайиды Мазун по имени Фахад аль-Амри пересек двор со своим маленьким сыном, который бегал рядом с ним.
Скромная дверь на краю двора открылась, позволив нам войти в его кабинет, стены которого от пола до потолка были заставлены полками с Коранами и тафсирами.
«Честно говоря, когда мы смотрим на проблемы, происходящие в мире и в соседних странах, мы боимся, что они могут появиться и в Омане», – сказал Амри AFP.
Имам воздал должное султану Омана за его политику невмешательства в дела других стран и оманскому обществу за стремление решать проблемы «внутри семьи».
Одетый в белое одеяние и соответствующий тюрбан имам с поразительными карими глазами, задумался о своей роли в поддержании мира.
«Как религиозный лидер, я должен обучать новое поколение на основе взаимного уважения», – сказал он.
«Каждый человек имеет право на собственное мнение. Даже если вы не согласны с кем-то, вы должны уважать этого человека», – добавил он.
«Если вы не уважаете его, то это и есть та самая маленькая искра, которая приведет к катастрофе, что мы и видим сейчас в некоторых исламских странах».
Когда приверженцы разных религиозных течений начали выстраиваться в ряды, вставая бок о бок, имам извинился и ушел, чтобы возглавить вечернюю молитву.
The Peninsula