Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи

В средневековье и в новое время караван-сараи были прочно вплетены в повседневную жизнь мусульман. Сегодня эти гостиные дворы, разбросанные по территории мусульманской ойкумены, уже не используются и служат лишь напоминаем об исламском гостеприимстве. Один из таких гостиных дворов находится в Оренбурге. Не являясь типичным караван-сараем как места встречи торговцев, оренбургский караван-сарай, тем не менее, представляет собой важный памятник мусульманской истории на территории России.


Караван-сарай в Оренбурге был построен в 1837-1846 годах. Строительство караван-сарая диктовалось практическими нуждами. Российская империя в это время активно действовала в мусульманских регионах – на Кавказе и в Средней Азии. Караван-сарай был необходим, чтобы у солдат и офицеров Башкиро-мещерякского войска было в Оренбурге место, где они могли собираться.

Инициатор строительства караван-сарая оренбургский военный губернатор Василий Перовский говорил, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе». Он отмечал: «важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей… и чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы». Башкиро-мещерякское войско было составлено из башкир и мишар, а позже включило еще и тептяр. Это было иррегулярное войска, созданное для обеспечения безопасности на южных рубежах России.

Турецкая художница призывает нас услышать голоса древних караван-сараев.

Василий Алексеевич Перовский

Василий Перовский / Источник: ru.wikipedia.org

Автором проекта стал видный русский архитектор Александр Брюллов, старший брат художника Карла Брюллова. Ему была поставлена задача, чтобы облик здания не вызывал недовольства у приезжавших в город мусульманских торговцев. Проект другого архитектора Михаила Коринфского был отклонен, так как он не соответствовал поставленной задаче. Караван-сарай – единственный проект, в котором А. Брюллов использовал элементы восточной архитектуры. В остальных случаях он обращался к европейскому архитектурному наследию.

Сбор денег на строительство и все строительные работы выполнили башкиры. Порой на строительстве одновременно участвовало более 1 тысячи башкир. Даже лес, необходимый для строительства, и тот сплавлялся по реке из Башкирии. Они же вырабатывали камень и известь для строительства. Даже растения для сада, разбитого позднее возле караван-сарая, были привезены из Стерлитамакского уезда.

В Саратове прошел Евразийский конкурс чтецов Корана.

Казак башкирских кантонов (1829-1838 гг.) / Источник: ru.wikipedia.org

Здание караван-сарая, в который включает главное здание, мечеть и минарет, имеет символический смысл. По форме она напоминала башкирский аул. Мечеть, расположенная в центре архитектурного ансамбля, была похожа на жилище башкирского старейшины. На башкирском оно называется “тирмэ”. Башенки, расположенные по углам главного здания, символизируют юрты. Внутри здания имеется небольшой дворик.

Внутренняя отделка выполнена в достаточно сдержанной манере. Это объясняется тем, что денег не строительство было немного, а работа мастеров-резчиков стоило больших денег. Кроме того, вместо башкирских национальных мотивов здесь использованы более распространенные турецкие, арабские и мавританские узоры.

Главное здание выполнено в форме буквы «П» и состоит из пяти примыкающих друг к другу зданий. Предполагалось, что в здании будут размещаться разные учреждения, поэтому каждый из них должен был иметь отдельный вход. Интерьер главного здания достаточно прост. В свою очередь, восьмиугольная мечеть отделана в более изысканной манере. Минарет высотой 39 метров отделан белым изразцовым кирпичом.

В России самый широкий ареал празднования Навруза в мире.

Похожее изображение

Источник: katyakatya.livejournal.com

В караван-сарае в разное время располагались канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском, гостиница для башкир и мишар, резиденция губернатора, губернская канцелярия, башкирский педагогический техникум, типография и даже планетарий.

В Архангельске восстановили старинную деревянную мечеть.

В 2006 году тогдашний президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, посещая ансамбль караван-сарая сказал: «В истории каждого народа есть особые ценности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Таким воплощением духа башкирского народа стал Караван-Сарай. Построенный башкирами на добровольные пожертвования, собранные ими для размещения формирующихся в городе Оренбурге башкирских военных команд, училища для мальчиков-башкир и войсковой мечети, этот уникальный историко-архитектурный памятник — национальная гордость башкирского народа».

Файл:Оренбургский Караван-Сарай (основной корпус) 04.jpg

Источник: ru.wikipedia.org

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Источник: katyakatya.livejournal.com

Картинки по запросу караван сарай оренбург

Источник: ru.wikipedia.org

Мечеть караван-сарая. 1913 год / Источник: ru.wikipedia.org

Источник: nailtimler.com

File:Russia Orenburg Karavan-Saray mosque.jpg

Источник: commons.wikimedia.org

Исламосфера

Комментарии