Османские мосты на Балканах

На Балканах до сих пор сохраняются и служат людям мосты, построенные во времена Османской империи.


Вышеградский мост или мост Мехмеда-паши

Visegrad bridge by Klackalica.jpg

Источник: Wikipedia

Вышеград – это город в восточной части Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Вышеградский мост через реку Дрину был построен в 1577 году османским придворным архитектором Мимаром Синаном по приказу великого визиря Мехмеда-паши Соколовича. Мехмед-паша, будучи сербом по происхождению, после принятия ислама сделал блестящую карьеру в Османской империи. Но он не забывал и о своей родине, где построил множество мечетей, караван-сараев, мостов и других объектов.

Вышеградский мост, являющийся главной достопримечательностью города, имеет длину 180 метров и состоит из 11 пролётов. В 2007 году мост был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Турецкое агентство международного сотрудничества и развития (TIKA) выделило 3,5 миллиона евро на восстановление моста Мехмеда-паши.

Большую популярность объекту принёс писатель Иво Андрич, написавший роман «Мост на Дрине», за который получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году.

Мостарский мост

Il ponte di Mostar (9545834089).jpg

Источник: Wikipedia

Мостар – город в Боснии и Герцеговине. Одной из достопримечательностей Мостара является Старый мост через реку Неретву, построенный в 1557-1566 годах. Раньше на этом месте располагался деревянный подвесной мост. Каменный был сооружен по приказу Али-паши Ризванбеговича архитектором Хайруддином – учеником Мимара Синана. Мост отличала элегантность и живописный вид – он соединял скалистые берега Неретвы, а по обеим его сторонам стояли башни, в которых располагался отряд, охранявший переход днем и ночью. Его называли самым красивым памятником не только Мостара, но и всех Балкан.

К сожалению, оригинальный мост был полностью уничтожен хорватскими боевиками в 1993 году. Его восстановили в 2004 году при содействии международных организаций. Турецкая фирма, ставшая подрядчиком работ, использовала оригинальные технологии времен Османской империи.

Практически со времен строительства моста появилась традиция прыжков с его центра в Неретву. Впервые она упоминается еще в 1664 году. С 1968 года подобные прыжки получили статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля. Сейчас это также является одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей.

Мост на месте впадения Жепы в Дрину

Источник: serbiaonline.ru

Этот мост в Боснии был построен Мехмедом-пашой Соколовичем и визирем Юсуфом Ибрахимом, который также был принявшим ислам сербом. Воздвигнутый между крутых скал ущелья, мост покоряет своей красотой и силой. В 70-х годах прошлого века была предпринята попытка реконструкции моста, но она оказалась неудачной – один из столбов упал и вызвал трещину порта. Из-за строительства водохранилища на озере Перучац мост попадал в зону затопления, поэтому было принято решение о переносе моста ближе к селу.

Козий мост

Источник: serbiaonline.ru

Располагающийся к востоку от Сараево, Козий мост перекинут через реку Миляцка и остался единственным полностью сохранившимся османским мостом, соединяющим берега этой реки.  Он был построен в XVI веке и представляет собой гармоничную конструкцию с одной главной аркой и двумя круглыми отверстиями, которые помогают поддерживать вес. Этот мост был частью торгового пути, связывающего Константинополь со странами Запада. Считается, что его также построил Мехмед-паша Соколович.

Визирев мост

Источник: serbiaonline.ru

Визирев мост был построен Мехмедом-пашой Соколовичем в XVI веке. В течение многих лет он был единственным мостом Подгорицы. После Второй мировой войны был полностью перестроен, а его название изменено на мост Вака Дуровича.

Каменный или Душанов мост

Источник: serbiaonline.ru

Этот перекинутый через реку Вардар мост является символом македонской столицы Скопье. Был построен в XV веке по приказу всё того же Мехмеда-паши Соколовича на остатках античного моста.

Исламосфера

Комментарии