От Персии до Недели моды в Париже: древнее искусство, сохраняемое двумя семьями

Искусство роганской росписи является достоянием Индии и вдохновляет модельеров во всем мире, пишет Ромита Салуджа для интернет-издания Middle East Eye.


В маленькой деревушке на западе Индии члены общины Хатри почти каждый день сидят в своей мастерской, склонившись над куском ткани, с иглой в одной руке и толстой цветной массой на ладони другой.

Они погружают иглу в краску и формируют длинные эластичные нити желеобразного вещества, с помощью которых рисуют замысловатые узоры на куске ткани. Иногда они складывают ткань, чтобы получить зеркальное отражение мотива.

В течение всего процесса игла никогда не соприкасается с тканью.

Трудно представить, что изделие этого традиционного искусства, которое было почти забыто полвека назад, было подарено премьер-министром Индии бывшему президенту США Бараку Обаме, удостоено почестей со стороны государства и недавно представлено на парижской Неделе моды.

Продавец из Турции открывает чудесный мир килимов.

c

Чтобы приготовить краски, художники кипятят касторовое масло в сосуде более 10 часов / Источник: Мохаммад Джаббар Хатри

Хатри из деревни Нирона, которые называют это древнее персидское искусство “роган каам”, утверждают, что они сохраняют его уже восемь поколений, но его история намного старше, хотя исторические записи о его происхождении найти трудно.

Известно, что в настоящее время этим занимаются только две семьи, связанные друг с другом.

Раньше этим занимались в трех деревнях В Каче (округ в индийском штате Гуджарат – прим. Исламосфера). Теперь этим занимаются только несколько человек”, – говорит 54-летний художник Абдул Гуффур Давуд Хатри, занимающийся роганской росписью. Ему приписывают возрождение этого искусства после 30-летнего перерыва.

“Возможно, есть несколько других художников в других деревнях, которые начнут снова браться за работу, но большинство из них отказались из-за финансовых проблем и отсутствия признания”, – говорит он.

Трудная задача

В персидском языке понятие “роган” означает “нефть”. Для приготовления красок художники кипятят касторовое масло в сосуде более 10 часов, пока оно не приобретет густую желеобразную консистенцию. Затем она смешивается с водой, образуя липкую пасту, в которую добавляются натуральные пигменты для придания цвета.

“Мы используем уголь, например, чтобы получить черный цвет и камни, чтобы получить коричневый. Иногда мы добавляем пигментный порошок, имеющийся  рынке”, – говорит 26-летний Ризван Хатри.

Мусульманская семья из Таиланда сохраняет древние традиции шелкоткачества.

Абдул Гуффур Давуду Хатри приписывают возрождение искусства роганской росписи, которой занимаются только в двух деревнях / Источник: Мохаммад Джаббар Хатри

“Создание красок – трудная задача”, – добавляет он, открывая крышку круглой пластиковой коробки с несколькими желтыми отделениями для разных цветов.

“На то, чтобы приготовить краски, необходимо три дня, и они высыхают в течение 15 дней. Мы готовим краски каждые две недели. Чтобы предотвратить их более быстрое высыхание, мы постоянно держим их в воде”.

По словам художников, искусство роганской росписи проникло в Индию около 300 лет назад из Персии. Сначала его привезли в Синд (ныне провинция Пакистана), а затем в засушливые деревни вокруг Нироны.

Традиционно художники в основном использовали роспись на свадебной одежде, создавая цветочные узоры и толстые окантовки с различными цветами.

“У меня до сих пор хранится 40-летняя традиционная гагра (юбка), расписанная моими предками”, – говорит Ризван, доставая фиолетовую юбку, окрашенную в горчичный, белый и зеленый цвета, из шкафа в своем доме. – “Их обычно носили женщины раббари (другая местная община) на свадьбах”.

Батик – традиционное искусство народов Юго-Восточной Азии.

a

Художественная форма развивалась со временем, поскольку образцы стали более сложными, и ассортимент расширился, включив покрывала, чехлы на подушки и настенные гобелены.

Тяжелая работа

Художественная форма развивалась со временем, поскольку образцы стали более сложными, и ассортимент расширился, включив покрывала, чехлы на подушки и настенные гобелены.

“Как видите, наши предки рисовали очень толстые линии. Но если вы посмотрите на наши проекты, они более детализированные и плотные”, – говорит Ризван, показывая фирменную картину “Древо жизни”. Затем он садится на пол и указывает на геометрический узор из четырехугольников, нарисованный на его джинсах, который, по его словам, он сделал сам.

Его отец и два брата все вовлечены в это ремесло. “Мой отец теперь не может долго сидеть и создавать слишком сложные узоры со своим слабым зрением. После 50 лет люди склоняются к более простым моделям”, – продолжает Ризван.

Художники, занимающиеся роганской росписью, никогда не делают набросок узора перед нанесением краски: они просто берут иглу и начинают рисовать, в основном сидя на полу. Мотив, как правило, цветок, дерево, павлин или геометрические узоры. На то, чтобы закончить рисунок, уходит около 10 дней.

Цвет никогда не изнашивается, даже если вы стираете одежду”, – говорит Ризван.

Новичок, как правило, подросток, может потратить до 12 часов в день на изучение этого ремесла. “Когда я начинал, я полдня сидел и рисовал. Теперь я трачу на это около шести часов в день”, – говорит он.

“Когда я был молод, моя семья столкнулась с множеством трудностей. У меня не было возможности получить образование. Мы были так бедны”, – вспоминает Абдул Гуффур.

Как и многие художники, занимающиеся роганской росписью, Абдул Гуффур в молодости переехал в большой город в поисках заработка. “В деревне ничего не происходило. Люди отказались от искусства. Примерно в 1980 г. я переехал в Ахмадабад, чтобы работать на заводе. Затем я отправился в Бомбей, чтобы заняться аналогичной работой”, – продолжает он. “В 1985 году мой дед попросил меня вернуться в деревню, так как ему нужна была помощь в завершении художественного проекта, выполненного роганской росписью, который он получил от правительства. Так я вернулся домой и больше никуда не уезжал”.

Жена закончила незавершенную работу мужа.

Salita Nandi's collection at Paris Fashion Week was inspired by Rogan art (Salita Nandi)

Коллекция Салиты Нанды на парижской Неделе моды в 2019 г. была вдохновлена искусством роганской росписи / Источник: Салита Нанда

Признание

Ранее в этом году Абдул Гуффур получил Падму Шри, четвертую по значимости высшую гражданскую награду от индийского правительства за возрождение и поддержание древнего ремесла.

“Наши предки большую часть своей жизни пребывали в забвении, используя это искусство для нужд верблюдоводов и других кочевых общин Кача. Мой отец тоже трудился на разных работах и находил время для рогана в перерывах между ними”, – рассказывает Абдул Гуффур.

Я думаю, что это кульминацией этих усилий является то, что мы получаем такое признание сейчас”, – говорит он.

В 2014 году его картина “Древо жизни” была подарена бывшему президенту США Бараку Обаме премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

Многие модельеры и студенты также представили проекты, выполненные роганской росписью, на международных модных мероприятиях, в том числе на Неделе моды в Париже. Индийский дизайнер Салита Нанда сотрудничала с Ризваном для создания коллекции под названием Офелия, которая была продемонстрирована в Париже в этом году.

“Несколько студентов-модельеров однажды пришли в мою мастерскую, чтобы познакомиться с этим искусством и узнать его историю. Позже один из них связал меня с Салитой Нанда, и в итоге искусство роганской росписи было представлено в Париже. Мы также сотрудничали на Неделе моды Лакме в Мумбаи два года назад”, – говорит Ризван.

Традиционные ремесла Ливана.

a

В 2014 году работа “Древо жизни” была подарена тогдашнему президенту США Бараку Обаме премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

Теперь роганской рописью занимаются и женщины

Роганская роспись часто украшает женскую одежду, но традиционно этим ремеслом занимались только мужчины. “Некоторые говорят, что женщинам было запрещено изучать его, поскольку они могли бы рассказать секреты в доме мужа после вступления в брак”, – говорит Мохаммад Джаббар Хатри, художник и двоюродный брат Абдула Гаффура.

“Но я полагаю, что они были вовлечены в красильную работу. А остальное время они тратили на домашние дела. Поэтому они никогда не изучали это ремесло”, – считает он.

Около девяти лет назад Абдул Гуффур начал обучать девочек и женщин в своей деревне. “Это был огромный шаг в сторону от нашей традиции”, – говорит он. С тех пор он обучил более 300 представительниц прекрасного пола.

В настоящее время художники проводят несколько учебных программ в разных городах и деревнях. Они учат всему, кроме формулы создания красок, которую держат в секрете.

Исламосфера

Комментарии