Пабло Касадо: «Обучение каллиграфии – это первый шаг к тому, чтобы научиться жить размеренной жизнью»

7 ноября в Университете Теннесси планируется публичная лекция мастера арабской каллиграфии Пабло Касадо. Этот молодой каллиграф из Испании обучался в традиции османской школы каллиграфии, которая восходит к XVI  веку.


 Лекция в американском университете

В ходе беседы на тему ”Сохранение традиции” будет представлена история арабской каллиграфии и пути передачи этого искусства от учителя к ученику. Касадо также продемонстрирует образцы различных стилей арабской каллиграфии.

Также студентов ожидает двухдневный мастер-класс, в ходе которого они познакомятся с арабскими буквами и их формами, узнают о некоторых классических стилях арабской каллиграфии, а также о правильном использовании традиционных материалов для занятия каллиграфией. Они также узнают о традиционной педагогике турецких и арабской каллиграфических традиций.

Мероприятие проходит в рамках Ближневосточной программы Университета Теннесси с участием Школы искусств, кафедр религиоведения, истории, современных иностранных языков и литературы, английского языка и политологии, Института исследований Средневековья и Ренессанса им. Марко.

 

“Те, которые предстанут с добрым деянием, получат нечто лучшее” (27:89) / Источник фото: sacred-lines.com

Молодой каллиграф из Испании

Пабло Касадо (также известный под именем Халид), родился в 1982 году в столице Испании Мадриде. Он работал в течение нескольких лет в своем семейном бизнесе, занимаясь аптекой, которой управлял его дед, а затем отец. Хотя он всегда испытывал интерес к арабской каллиграфии, впервые взял в руки тростниковое перо он лишь в 2008 году, когда посетил краткий вводный курс по каллиграфическому стилю «насх». Нескольких дней занятий хватил, чтобы пробудить в нем глубокий интерес к этому искусству, и вскоре он почувствовал необходимость продолжить обучение у настоящего мастера, который мог бы передать ему это древнее знание. Именно в тот момент он познакомился с Нурией Гарсия, известным каллиграфом, которая позже стала его наставником и учителем. Под ее руководством он впервые побывал в Стамбуле в 2009 году и смог познакомиться с ее преподавателями. Он начал свои занятия с мастером-каллиграфом Давутом Бекташем и продолжил у Хасана Челеби. Примерно через два года он начал брать уроки у мастера Хаттата Ферхата Курлу, который вместе с Нурией Гарсиа оказал на него наибольшее влияние.

В 2014 году, полностью посвятив себя изучению этого искусства, он получил свой диплом, подтверждающий владение каллиграфией в стиле «сульс» и «насх», в Центре изучения исламской истории искусства и культуры (IRCICA), подписанный мастерами Хасаном Челеби, Ферхатом Курлу и Нурией Гарсия.

В настоящее время он продолжает регулярно ездить в Стамбул и проводит там много времени, чтобы не потерять связи со своими учителями и не прерывать свое обучение и творческое совершенствование.

“Помогает мне только Аллах” (11:89) / Источник фото: sacred-lines.com

Истоки исламской каллиграфии

В своем блоге Пабло пишет об исламской каллиграфии: «Занятия каллиграфией в юном возрасте не только давали талантливым людям возможность реализовать свой потенциал, но и помогали тем, кто лишен таланта, научиться ценить порядок и красоту. Эстетической единицей каллиграфии является точка, написанная одним росчерком пера, так что размеры, кривизна и наклон букв – все это определяется количеством точек. Таким образом, обучение каллиграфии – это первый шаг к тому, чтобы научиться жить размеренной жизнью».

Программа обучения каллиграфии включает в себя, во-первых, начертание отдельных букв (муфрадат), а во-вторых, целых слов и предложений (мураккабат). Когда студент, наконец, достигает того уровня, когда он способен прекрасно подражать творчеству старых мастеров, он получает диплом (иджаза) от своего учителя, дающий ему право подписывать свои произведения.

Пабло подчеркивает, что сохранению исламской каллиграфии способствовали следующие факторы:

«Во-первых, это искусство передается от учителя к ученику через строгий курс обучения, в конце которого всегда выдается диплом.

Во-вторых, оно никогда не останавливалось и не переживало застоя, а всегда обновлялось таким образом, который соответствовал его внутренней структуре.

В-третьих, у него не существовало аналогов в Европе, так что оно оставалось, пожалуй, единственной формой искусства, не испытавшей влияния Запада и не испорченной воздействием внешних факторов».

“Муса (Моисей) сказал: «Господи! Раскрой для меня мою грудь!” (20:25) / Источник фото: sacred-lines.com

Секреты каллиграфической гармонии

Молодой каллиграф из Мадрида рассказывает о том, что обучение в традиции османской школы каллиграфии предполагает приверженность цепочке знаний, передававшейся столетиями из поколения в поколение, а также получение этих знаний от мастеров, которые до сих пор применяют традиционные методы обучения и пользуются теми же материалами, которыми пользовались первые каллиграфы. Это означает начало процесса преобразования личности, в ходе которого, наряду с другими качествами, обучаются терпению, смирению и самодисциплине. Занятие каллиграфией должно стать ежедневной практикой, в которой каждая форма, движение и пропорция должны глубоко отпечатываться в ученике. Эта практика должна включать как соответствующее отношение, так и настроение, которые благоприятствуют каллиграфической гармонии. Тростниковое перо становится продолжением руки, которая получает вибрации непосредственно от настроения практикующего и отражает их с помощью чернил на бумаге.

Для достижения красоты в каллиграфии четыре фундаментальных элемента должны быть в полной гармонии:

«Бумага должна быть должным образом отполирована и очищена, так что тростниковое перо и чернила скользят по ней;

Чернила не должны быть ни слишком жидкими и обильными, ни слишком сухими;

Тростниковое перо должно быть идеально заточено;

Рука должна быть твердой и свободной от каких-либо негативных внутренних вибраций, которые могут повлиять на плавность начертания».

Таким образом, эта практика требует особого отношения. С годами ученик постепенно обретет более глубокие знания о себе, ему станет легче определить подходящее состояние, в котором он будет работать наилучшим образом. Для достижения требуемого уровня утонченности ему также будет необходима постоянная самоотверженность.

“Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?” (13:28) / Источник фото: sacred-lines.com

“Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут!” (68:1) / Источник фото: sacred-lines.com

Каллиграфическое упражнение / Источник фото: sacred-lines.com

Каллиграфическое упражнение / Источник фото: sacred-lines.com

Комментарии