Пакистан запретил День Святого Валентина и смертоносный праздник Басант
В прошлом году 13 февраля, за день до дня Святого Валентина, Верховный суд Исламабада постановил, что День Святого Валентина является неисламским праздником. Судья Шаукат Сиддики издал обязательное уведомление, которое предписало полный запрет на любую пропаганду и любое празднование этого праздника в общественных местах или правительственных зданиях. Фестиваль воздушных змеев, считавшийся одним из главных праздников Лахора, также ранее был запрещен Верховным судом Пакистана и не проводится уже почти десятилетие.
Запрет на празднование западного Дня влюбленных возник после петиции, поданной в начале 2017 года Абдулом Вахидом, в которой он утверждал, что празднование Дня Святого Валентина привело к “безнравственности, обнажению и непристойности”, будучи направленным против учения Ислама.
Пакистанская газета Dawn обнаружила, что 80% ее читателей согласились с постановлением, согласно проведенному газетой опросу.
Однако, как и следовало ожидать, тдельные поставщики опасаются потерять деньги в результате этого запрета. Хотя и нет точных цифр о том, сколько денег тратится по всему Пакистану на День Святого Валентина, CNN поговорил с продавцами цветов, которые оценили свои потери в результате этого запрета.
По их оценкам, каждый из них зарабатывал около 800 долларов в День Святого Валентина, то есть в десять раз больше, чем в обычный день.
В настоящее время неясно, какие меры правительство примет для обеспечения соблюдения этого запрета — станут ли мишенью магазины, продающие открытки и подарки на День Святого Валентина, или те, кто их покупает эти товары.
Еще в 2012 году пакистанские женщины в Карачи, связанные с исламской группой Джамиат Улема-е-Ислам, сожгли открытки на День Святого Валентина. Ранее эта группа даже организовала День скромности в качестве альтернативы.
Компания под названием Sitara Chemicals напечатала объявление против дня Святого Валентина на языке урду в National Newspaper, в котором говорилось: “Как мусульмане, ради довольства Аллаха, давайте уберем этот непристойный ритуал из нашей жизни”.
В 2016 году после протестов президент Мамнун Хусейн согласился, что праздник является посягательством на традиционные мусульманские ценности.
Некоторые районы Пакистана еще раньше запретили этот праздник – округ Кохат в провинции Хайбер-Пахтунхва сделал это в 2016 году.
В Пакистане происходили столкновения также из-за других западных праздников.
Например, в ноябре 2017 года некоторые пакистанские ритейлеры решили внедрить традицию продаж в черную пятницу США. Это было встречено отрицательной реакцией в социальных сетях и заставило ритейлеров изменить названия скидок, чтобы дистанцироваться от ассоциаций с американским праздником.
Пакистан не единственная страна, которая запретила День Святого Валентина – это сделали и некоторые другие страны с мусульманским большинством.
Религиозная полиция Саудовской Аравии запретила продажу товаров в честь дня влюбленных в 2008 году. Иран запретил любую деятельность, связанную с пропагандой “декадентского западного обычая” в 2011 году.
Высший исламский орган Индонезии, Совет Улемов, запретил День Святого Валентина в 2012 году после многих лет митингов, участники которых заявили, что праздник противоречит культуре и учению Ислама.
Басант – фестиваль воздушных змеев
Празднование прихода весны, фестиваль был одним из последних остатков доисламской культуры пакистанцев, и в большей степени ассоциировался в народе с запуском воздушных змеев. По всему городу, где только есть открытое пространство или сад, запускали воздушных змеев. На улицах маленькие дети в рваных одеждах гонялись за спускающимися с неба змеями.
Владельцы самых разных магазинов, будь то бакалеи, книжные лавки или продавцы тканей, запасали кучу воздушных змеев, потому что их всегда было недостаточно. Многие лахорцы, жившие за границей, которые могли позволить себе только одну поездку домой в год, приезжали специально на Басант.
Фестиваль отмечался прежде всего в Лахоре, но и в других городах по всему Пенджабу, однако нигде не было столь масштабного празднования, как в Лахоре. Говорили, что в Карачи есть море, в Исламабаде есть горы, а у Лахора есть его Басант.
Однако в эпоху Первеза Мушаррафа празднование фестиваля было коммерциализировано. Люди стали устраивать соревнования, покупать профессиональных воздушных змеев со сверхпрочным леером, участились случаи травматизма и даже нелепых смертей из-за этого опасного увлечения, когда люди лишались конечностей, перерезанных леской от воздушного змея или срывались с крыш из-за сильного порыва ветра. Оставленные без присмотра тросы от змеев повисали в самых неожиданных местах и даже перерезали шеи ни в чем неповинных мотоциклистов, которые наводняют улицы Лахора.
В 2005 году суд обязал государство запретить празднование Басанта, заявив, что это ставит под угрозу общественную безопасность. Фестиваль вернулся в 2007 году, когда местное правительство сняло запрет, но очень скоро стало свидетелем новых смертей от бесхозных лееров. В 2009 году Салман Тасир, губернатор Пенджаба, вновь снял запрет, после чего опять последовали смерти, и запрет вернулся.
Исламосфера