Пеналы исламского мира в музейных коллекциях
Пеналы, которые в исламском мире носили такие названия как каламдан, дивит и т.п., предназначались для хранения инструментов, необходимых для письма – тростниковых перьев (калям), ваты или песка, которые использовались для впитывания излишков чернил, перочинного ножа, точильного камня, маленькой ложки, ножниц. Обычно в них также было отделение для чернил.
Из-за высокого статуса каллиграфии в исламской культуре, ее связи с Кораном и ключевой роли в бюрократии (особенно в канцелярии, которая соединяет государство с народом), перо (калям) было культовым предметом. Этот статус передавался и пеналу, предназначавшемуся для его хранения.
Пеналы были атрибутом чиновников всех рангов. Нередко их вешали на пояс, что было символом профессии, а качество их оформления напрямую отражало статус писца или его покровителя. Они пользовалась таким почитанием, что даже шахи и султаны заказывали их и дарили приближенным в знак своего расположения. Подобные изделия, созданные для высокопоставленных лиц, представляют собой настоящие произведения искусства. В разных музеях мира в наши дни можно увидеть их замечательные образцы.
Этот пенал изготовлен в знаменитых мастерских Кашана в западном Иране около 1200 года. Его стенки украшает надпись на арабском «Нет бога, кроме Аллаха». Повреждения в глазури обусловлены тем, что изделие пролежало сотни лет в земле. Сейчас оно находится в коллекции Института искусств Миннеаполиса (США).
Этот роскошный пенал, украшенный инкрустацией, был создан в Западном Иране и датируется 1262-1284 годами. Для его изготовления использовались латунь, золото и серебро. Изделие имеет огромное историческое значение. Согласно имеющейся на нем надписи, оно было создано по заказу правителя из династии Ильханидов для преподнесения его в дар в соответствии с установившейся персидской традицией своему визирю Шамс ад-Дину Джувайни. Этим правителем, вероятно, был Текудер Ахмед, первый мусульманский правитель из династии Ильханидов. Но его племенник Аргун при поддержке монгольской знати, недовольной политикой исламизации, свергнул его и казнил как самого Ахмеда Текудера, так и его визиря Джувайни. Сейчас пенал хранится в Музее исламского искусства в Дохе (Катар).
Великолепно украшенный пенал мамлюкской эпохи, хранящийся в Лувре, инкрустирован серебром и золотом. В соответствии с традициями Египта того времени, на нем помещены три стихотворения – одно принадлежит историку Мухьи ад-Дину Ибн Абд аз-Захиру, другое – его сыну Тадж ад-Дину, а третье, из «Тысячи и одной ночи», является анонимным. На десяти больших медальонах на стенках пенала и его крышке изображены разные фигуры, в том числе восемь всадников на охоте и войне.
В Китае, который поддерживал тесные торговые связи с исламскими странами, специально для них на экспорт изготавливались разные керамические изделия. Этот фарфоровый пенал с подглазурным кобальтово-голубым декором является примером этого. Он сделан в Цзиндэчжэне в провинции Цзянси в 1403-1424 годах. Его внутренняя часть расписана традиционным китайским мотивом «три друга зимы» (сосна, бамбук и дикая слива), а форма вдохновлена более ранними аналогичными изделиями из металла с Ближнего Востока.
Это пенал из кожи, украшенный штамповкой, позолотой и расписными узорами, был изготовлен в Османской империи примерно в 1600 году. Подобные предметы обычно выставлялись в открытых нишах в приемных сирийских резиденций высшего сословия в османский период. Пенал хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Этот пенал из Художественного музея Уолтерса (Балтимор) сделан в Османской империи в XVIII веке. Он изготовлен из серебра с позолотой и чернью и имеет металлическую петлю для крепления к поясу. На пенале изображена тугра султана Ахмеда III (1673-1736).
Этот роскошный пенал из белого нефрита, украшенный рубинами, изумрудами, бриллиантами и золотом, почти наверняка был изготовлен в придворных мастерских Великих Моголов во второй половине XVII век и предназначался в дар высокопоставленному лицу. К нему прилагаются перочинный нож, держатель для каляма и ложка. Все эти изделия также сделаны из нефрита и украшены драгоценными камнями. Хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Этот изящный монохромный пенал из лакированного папье-маше эпохи Каджаров был изготовлен в Исфахане в 1850-1880 годах. Его бока украшают овальные медальоны с изображениями сидящих дервишей или суфийских пиров из разных тарикатов с сопроводительной подписью на персидском языке. Пенал хранится в музее Виктории и Альберта.
Этот пенал из лакированного папье-маше также создан в Иране в эпоху Каджаров и датируется 1866-1867 годами. Известно имя мастера, изготовившего его – это Мухаммад Исмаил Исфахани. Пенал украшен сценами из одного из великих произведений персидской литературы «Хафт пайкар» («Семь красавиц») Низами. В центральном овале на верхней части изделия помещено изображение Марьям и младенца Исы. Пенал хранится в Художественном музее Уолтерса.
Этот пенал изготовлен одним из великих иранских художников-лакировщиков второй половины XIX века Фатхуллахом Ширази. Он оформлен в фирменном стиле мастера “голь-о-больболь” (роза и соловей) в бежевой, золотой и черной гаммах. К нему прилагается и небольшой футляр для очков. Имеющаяся на пенале надпись сообщает, что он был создан для каджарского принца Камрана Мирзы, третьего сына Насер од-дин-шаха (1831-1896). Пенал хранится в коллекции Метрополитен-музея.
Исламосфера