Перламутр в исламском искусстве

Основным источником перламутра являются раковины моллюсков. Перламутр использовался на Востоке издавна, так как здесь имелся доступ к сырью, поступающему из теплых морей. Доказательством этого являются изделия с перламутром, найденные в шумерских гробницах. Так как перламутр не является долговечным материалом, к тому же, он часто использовался для инкрустирования дерева, которое тоже редко выдерживает испытание временем, мы не располагаем древними образцами изделий, украшенных этим материалом. Но в некоторых письменных источниках, например, у Марко Поло, мы находим свидетельства о развитии этого искусства на Востоке, пишет сайт ktsv.com.tr.


Перламутр привлекал мастеров тем, что, происходя из моря, он имеет чистый и ясный вид. Кроме того, ему приписывали мистические свойства и использовали в косметологии. Поэтому он использовался как декоративный элемент в разных видах искусства, так и как материал сам по себе. Его сочетали с золотом, серебром, изумрудами, рубинами, гранатами, обрабатывая разными способами. Очень часто он использовался для инкрустации в сочетании с дорогими породами дерева – ореха, черного и красного дерева. Здесь использовались две техники – или в самом материале делали выемки, по форме которых вырезали вставки из перламутра, или куски перламутра наклеивали на поверхность, сочетая с другими материалами и создавая различные узоры.

На исламском Востоке перламутр был настолько распространенным, что его использовали для украшения буквально всего – от футляров Корана до дворцов, от рукоятей ятаганов до чернильниц. Саад-эд-дин, который считается первым турецким официальным историографом, описывая похороны султана Мехмета II Завоевателя, утверждает, что носилки для тела были сделаны из перламутра (вероятно, речь идет об их отделке перламутром). В пору расцвета искусства отделки перламутром этот материал использовался также в архитектуре для инкрустации дверей и других декоративных элементов зданий.

Духовная миссия исламского искусства.

В начале XIX в. это искусство стало приходить в упадок, некоторые попытки его возрождения стали предприниматься во второй половине XX в. На сегодняшний день существуют мастера, которые продолжают его на достойном уровне, но прежней своей популярности оно не достигает.

Искусство перламутра с точки зрения характеристик мотивов, а также областей применения и стиля делится на 4 группы: стамбульский, дамасский, венский и иерусалимский. Первые две группы продолжают традиции османского искусства. Работы в стамбульской технике изготавливаются методом перламутровых вставок в материал, или приклеивания перламутра на поверхность материала. В качестве вспомогательных материалов используются слоновая и черепаховая кость, кости других животных, а из узоров преобладают геометрические.

Каирские ремесленники спасают тысячелетнюю историю Египта (+фото).

В дамасской технике вставки из перламутра встраиваются в какой-то другой материал. В таком случае используется только одна сторона раковины – другая остается необработанной и остается прикрепленной к дереву. Перламутровые вставки окружают проволокой из свинцово-оловянной смеси толщиной 1 мм.

В венской технике используется метод нанесения металлического покрытия, именуемый «Буле» (“Boule”), а куски перламутра располагаются хаотично. Таким образом украшаются предметы мебели – столы, диваны, комоды, серванты, зеркала.

Иерусалимская техника получила название, потому что используется для изготовления макетов или изображений мечети аль-Акса. Она применяется для украшения таких предметов, как шкатулки, обложки книг.

Традиционные ремесла Ливана.

Источник: khalilicollections.org

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Источник: irfanmektebi.com

Исламосфера

Комментарии