Первая опера мусульманского мира «Лейли и Меджнун»: от создания до современности
В начале грядущего 2018 года исполнится 110 лет жемчужине азербайджанской национальной музыкальной культуры, первой азербайджанской опере и первой опере мусульманского мира «Лейли и Меджнун». Она была создана в 1908 году композитором Узеиром Гаджибейли на основе трагической поэмы Физули, написанной в XVI веке.
Новый жанр – мугамная опера
Опера построена на основе богатейшего фольклорного материала, прежде всего на азербайджанских мугамах и лирических песнях. Произведение явило собой возникновение нового жанра мугамной оперы, которая отличается сочетанием нотной записи музыки с сольной вокальной импровизацией. Сам Узеир Гаджибейли отмечал, что высокую духовность и лирику поэзии Физули, романтизм его поэмы всесторонне и со всей силой мог отразить только мугам – самый монументальный жанр восточной музыки.
Напомним, что мугам – это многочастное вокально-инструментальное произведение, один из основополагающих жанров азербайджанской традиционной музыки. Для мугама характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного лада.
Опера «Лейли и Меджнун» включает и компоненты традиционной западной оперной драматургии: увертюра, пролог, хорное пение, сцены ансамбля, дует, трио, эпизоды с оркестром и танцы. Однако в отличие от европейской оперы классические арии здесь заменяются мугамом.
Первая постановка и юноша в роли Лейли
По воспоминаниям автора оперы Узеира Гаджибекова, в детстве он был впечатлён спектаклем «Меджнун на могиле Лейли», поставленным в конце XIX века в Шуше. Кроме того, его вдохновила увиденная им в Тифлисе итальянская опера Россини «Севильский цирюльник».
Знаменательная премьера «Лейли и Меджнуна» состоялась 25 января 1908 года в Баку, в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева. Режиссером первой постановки был Гусейн Араблинский. Главные партии исполнили Гусейнкули Сарабский (Меджнун) и Абдуррахман Фараджев (Лейли). Таким образом, изначально роль Лейли в опере сыграл молодой человек, чайханщик Абдуррахман Фараджев. Тогда в традиционном азербайджанском обществе было нереально, чтобы на сцене оперу исполняла женщина. В своей книге «Старый Баку» Сарабский вспоминает о том, как уговаривали Фараджева. Он долго отказывался и согласился только после клятвенного заверения, что об этом никто не узнает и что его тщательно загримируют.
Для оперы Гаджибеков внёс некоторые изменения в сюжетную линию поемы Физули. Так оперная Лейли в отличие от поэмной открыто заявляет о своих чувствах к Меджнуну. Откровение персонажа считают определённым протестом традициям и обычаям того времени.
Неизменный аншлаг
Опера имела большой успех. Тридцать лет подряд «Лейли и Меджнун» ставилась каждый сезон. При этом спектакли неизменно шли в переполненном зале. В газета «Игбал» 1912 года были опубликованы такие строки: «В один миг становилось ясным и зримым, насколько мусульманский народ влюблён в музыку, когда видишь переполненный театр зрителями, многие из которых приехали в Баку из Дербента, Кубы и других городов Кавказа, специально для того, чтобы увидеть оперу – «Лейли и Меджнун».
После Баку, в 1913 года опера была поставлена в Шуше, городе, где вырос композитор. Далее спектакль вышел за пределы Азербайджана и прошёл в Тифлисе, других городах Закавказья, в Средней Азии, в Иране, Турции, Грузии, Узбекистане и Туркменистане.
При этом женщины в роли Лейли впервые вышли на сцену лишь в середине 1920-х годов. Самые знаменитые исполнительницы партии – такие певицы, как Сурайа Каджар, Хагигат Рзаева, Гюльхар Гасанова, Рубаба Мурадова, Сара Гадимова, Зейнаб Ханларова, Назакет Маммадова, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Мелекханум Эйюбова, Назакет Теймурова
«Лейли и Меджнун» на американской сцене
Интерес к этому уникальному произведению не угасает и по сей день. В этом году совсем недавно в Нью-Йорке в рамках масштабного международного фестиваля искусств в Линкольн-центре также состоялся показ «Лейли и Меджнун». Как зрители, так и критики, приняли оперу тепло и с воодушевлением. «В новой адаптированной постановке хореографа Марка Морриса знаменитые азербайджанские исполнители мугама Алим Гасымов и Фергана Гасымова выступают на одной сцене с ансамблем «Шелковый путь» и танцевальной труппой Марка Морриса. Смелые костюмы и декорации созданы современным художником-абстракционистом Говардом Ходжкином», – сообщает газета «New York Times».
Долгожданная премьера в России
Наконец, в прошлом месяце, спустя почти 110 лет после премьеры оперы “Лейли и Меджнун”, она была впервые показана в Москве, в Крокус-сити холле, при организационной поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана, Азербайджанской национальной консерватории и Студии азербайджанской культуры и искусств.
Главные партии в новой постановке, показанной в Москве, исполнили народный артист Азербайджана Мансум Ибрагимов — Меджнун и солистка Арзу Алиева — Лейли. Дирижером симфонического оркестра выступил народный артист Азербайджана Ялчын Адыгезалов. Режиссер-постановщик оперы — заслуженный деятель искусств Азербайджана Хафиз Гулиев.В спектакле были задействованы хор и солисты Азербайджанского академического театра оперы и балета. Опера исполнялась на азербайджанском языке, и до начала спектакля зрителям раздали программы с информацией на русском языке. Россияне проявили высокий интерес к долгожданной премьере, и концертный зал на шесть тысяч человек был полон.
Стоит отметить, что в 2008 году столетие оперы отмечалось как в самом Азербайджане, так и в рамках ЮНЕСКО, когда мугам был объявлен одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества
Трагическая история любви Лейли и Меджнуна – неотъемлемая часть восточной культуры. Этот сюжет оказал оказал значительное влияние на культуры Среднего Востока и Закавказья. Лейли и Меджнун не смогли соединить свои судьбы, но остались верны чистой и беззаветной любви, приняв смерть во имя нее. Таким образом, высокие чувства Лейли и Меджнуна превратились в незыблемый символ вечной любви.
Подготовила Нурия Гибадуллина
[…] они исполнили главные роли в современной постановке первой мусульманской оперы «Лейли и Меджнун» и гастролировали с ней по всему миру. Кроме того, […]