По суфийской тропе Анатолии
Турецкий путешественник Седат Чакыр занимается восстановлением древних паломнических маршрутов. Мариан Бремер задала ему несколько вопросов о его проекте.
Откуда вы черпали вдохновение для суфийской тропы?
– В 2006 г. в Испании после прогулки по тропе паломников мне пришла в голову идея возродить старый пеший путь в Мекку. Но так как это казалось очень трудным в плане осуществления, в конечном итоге решили разбить маршрут на части. После мы разработали первый отрезок пути в Мекку, включающий велосипедный маршрут из Вены до Стамбула и назвали его «Тропой султана». Затем, пять лет назад, мы запустили «Суфийскую тропу» – путь из Стамбула в Конью.
Не могли бы вы в нескольких словах объяснить суть Суфийской тропы ?
– Суть Суфийской тропы состоит в том, чтобы соединить сердца друг с другом, испытать чувство прихода в дом, в котором вы никогда не были, но он кажется вам знакомым. Вы чувствуете, что люди, живущие вдоль тропы, уже ждали вас. Однако торопиться не стоит, иначе вы многое упустите. Просто выпить чаю с кем-нибудь в течение нескольких минут может быть достаточно, чтобы обменяться жизненными уроками. Во время пути вы даете этим случайным разговорам время созреть и впитаться в вас. Это и делает паломничество таким уникальным. Название «Суфийская тропа» пришло нам в голову главным образом потому, что тропа заканчивается в Конье, городе Руми.
10 деревень, которые надо увидеть в Турции.
Как вы создавали маршрут Суфийской тропы?
– Исследуя путь хаджиев в Мекку, частью которого составляет Суфийская тропа, мы обращались к историческим источникам, а также учитывали расположение караван-сараев. Мы не разрабатывали маршрут с нуля. Мы просто возрождаем его. На следующем этапе мы планируем разработать велосипедный и пешеходный маршрут до границы с Сирией, а потом продлить его до Дамаска и Мекки. Но да данный момент пересечение границы Сирии является большой проблемой.
Как финансируется проект?
– Он полностью волонтерский. Иногда отсутствие финансирования может быть проклятием. Но, с другой стороны, он учит вас полагаться на насиб (данный Богом удел) – в исламе это означает веру в то, что Аллах даст вам необходимое. Это на самом деле один из великих уроков пути. В наши дни насиб стал пустой фразой, потому что обычно у людей всегда есть деньги в кармане. Но большинство вещей, которые вы получаете в дороге, не могут быть куплены, они даются вам. Когда вы находитесь в дороге, вы цените эти дары. Они кажутся вам чудом. Эта божественная забота окружает нас всегда. Но в нашей повседневной городской жизни мы так заняты работой, что едва замечаем ее. Однако, находясь в пути, вы становитесь открытым и готовым принять свой насиб.
Самые популярные места религиозного туризма в Турции.
С какими элементами турецкой культуры знакомится путешественник на Суфийской тропе?
– Позвольте мне привести один пример разнообразия. В начале пути есть участок, где располагается деревня под названием Курткёй, в которой проживает народ лазы. Они переселились в эту деревню во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В соседней деревне Гюнейкёй живут выходцы из Дагестана. Следующая деревня, Хамзали, была основана грузинами, выходцами с Кавказа.
Есть ли у вас какие-то особые привычки или ритуалы во время путешествия?
– Честно говоря, у меня никогда не было возможности быть просто пилигримом на тропе из-за того, что я являюсь организатором. Многие места Анатолии находятся в плохом состоянии. Одна из наших обязанностей как паломников, чтобы дорога за нами осталась чище, чем была раньше. Поддержание чистоты окружающей среды – это глобальная задача. Даже если вы знаете, что как только вы уйдете, это место будет загрязнено, вы должны очистить его.
Ученые заново открывают древние маршруты хаджа.
Исламосфера