Почему европейская живопись о Ближнем Востоке стала популярна среди самих мусульман?
«Это коллекция, которой мы восхищались и о которой мечтали много лет», – говорит директор Sotheby’s Клод Пининг о знаменитой коллекции произведений о востоке Неджд. Как сообщает The National, в следующем месяце аукционный дом Sotheby’s представит всю коллекцию в своем лондонском выставочном зале и продаст 40 из 155 произведений.
Коллекция Неджд, собранная в 1970-х и 1980-х годах, включает лучшие образцы восточной живописи. Половина работ принадлежит трем самым выдающимся художникам движения: Жан-Леону Жерому, Людвигу Дойчу и Рудольфу Эрнсту, которые жили во Франции.
Кем были художники-ориенталисты?
Почти все художники-ориенталисты – европейцы. В своих картинах они изображали арабский регион как мир роскоши и изысканного мастерства. В акварели Чарльза Робертсона группа мужчин в тюрбанах рассматривает красно-золотой ковер с богатым узором на рынке Кайрен.
Жером написал много картин, изображающих мусульман во время молитвы. На одной из работ человек в пышной желтой одежде держит руки в молитве в направлении Мекки, в то время как другие стоят на коленях позади него. Все это происходит в мечети с высоким потолком. Другие картины изображают ежедневные сцены в необычных интерьерах арабских дворцов. Художник австрийского происхождения Дойч написал серию картин об османском мире.
В работе американского художника Фредерика Артура Бриджмена посланник вручает записку сановнику, который сидит откинувшись назад в укромном уголке, украшенном замысловатыми цветочными мотивами. Эти впечатления об Аравии, сделанные посторонними, показывают насколько они были поражены ее красотой. И главное в ориентализме – это противоречивый жанр, который многие считают продолжением колониального мышления. Но, несмотря на постколониальную критику, он полюбился многим.
Мусульманский Восток в творчестве западных художников: романтика и ориенталистские стереотипы.
Изменения в восприятии
«75% всех картин художников-ориенталистов, которые мы продаем, предназначены для коллекционеров из исламского мира, среди которых есть как частные лица, так и музеи», – говорит Пенинг.
Коллекция Неджд сыграла решающую роль в культуре. Не обошлось без вклада лондонского продавца произведений искусств Брайана Макдермота, который приложил усилия для возвращения картин о востоке на рынок. И хотя коллекционер остался анонимным, это была одна из первых коллекций работ художников-ориенталистов, собранная кем-то из этого региона («Неджд» – центральный район Саудовской Аравии). Это также одна из первых коллекций работ ориенталистов, собранных в 1970-х и 1980-х годах, когда никто больше этим не интересовался.
«Сегодня почти невозможно собрать такую коллекцию», – говорит Пенинг. «Это был новаторский подход». К тому времени, когда собиратель коллекции Неджд прекратил приобретать работы в 1990-х годах, ориенталистская живопись стала модной среди арабских коллекционеров, особенно в Персидском заливе. Работы ориенталистов были одними из первых выставлены на продажу на аукционах Christie’s и Sotheby’s в Дубае в конце 2000-х годов. Шейх д-р Султан бин Мухаммад Аль-Касими, правитель Шарджи, владеет большой коллекцией, которую он выставил в Художественном музее Шарджи в 2013 году.
Насреддин Дине: французский художник-ориенталист, принявший ислам.
Новые музеи изобразительных искусств на Ближнем Востоке и в остальном исламском мире также стимулировали спрос на произведения художников-ориенталистов. Одной из самых известных работ Лувра Абу-Даби является картина Османа Хамди Бея «Молодой эмир учится» , на которой молодой учащийся лежит в комнате османского стиля и читает книгу. Изображение использовалось на рекламных щитах и в маркетинге в течение нескольких месяцев до открытия музея, и остается главной работой музейной коллекции (Хамди Бей был турецким художником, который учился во Франции, он единственный крупный незападный художник-ориенталист).
Музей ориентализма есть в Дохе. Он был основан в 2005 году. И единственный музей, посвященный исключительно одному направлению, находится в Малайзии – Музей исламского искусства (IAMM). Директор IAMM, Сайед Мохамед Албухари является братом Сайеда Мохтара Албухари, который недавно спонсировал знаменитую реконструкцию галерей исламского искусства Британского музея.
Sotheby’s отмечает, что это продажа коллекции Неджд, в некотором смысле, является концом эры частного коллекционирования, и, как это бывает, начинается новая эра, во главе которой стоят музеи Ближнего Востока и остального исламского мира.
В октябре начнется аукцион Sotheby’s. В Британском музее будет организована выставка работ ориенталистов, в которой будет значительная коллекция из IAMM. Выставка будет называться «Вдохновленные Востоком: как исламский мир повлиял на западное искусство».
Джулия Тагвелл, сокуратор показа в Британском музее, говорит, что кураторы вдохновлены тем, как изменилось отношение к картинам за последние годы. «Многие коллекционеры на самом деле приезжают с Ближнего Востока и Северной Африки и рассматривают эти произведения как важные визуальные записи и интерпретации своего наследия», – говорит она. «Поэтому особенно важно исследовать корни художественного движения ориенталистов, что станет возможным на предстоящей выставке».
Анри Матисс – мастер цвета, вдохновленный исламским искусством.
Что ориенталистская живопись рассказала нам о мире, который она изобразила?
«До недавнего времени художники из этого региона писали не в стиле символизма. Исламское искусство было гораздо более объектно-ориентированным, основанным на геометрии. Поэтому люди из этого региона не делали никаких визуальных записей», – говорит Пенинг. «Художники-ориенталисты не поняли бы этого в то время, но это заполняет документальный пробел. В случае с коллекцией Неджд, состоящей из 155 картин, у вас появляется очень широкое представление того, как мог выглядеть исламский мир 100 лет назад, от Марокко до Стамбула или от Константинополя до Каира».
Многие из изображенных объектов, таких как мечеть Омейядов в Дамаске или рынок в Яффе, были жертвами конфликтов на Ближнем Востоке в течение прошлого столетия, что делает эти визуальные записи еще более ценными. Но не нужно все идеализировать.
В них достаточно много неточностей. Например, стиль одежды, свойственный Османской империи, появляется в Магрибе. По словам Пенинга, было много тех, кого он называет «кабинетными ориенталистами»: картины «художников, которые никогда не ездили в регион, которые никогда не сталкивались с ним воочию, и которые просто полагались на чьи-то рассказы, передававшихся из уст в уста, конечно же, стали порождением фантазий художника». При этом Пенинг уверяет, что ни одна картина этих диванных ориенталистов не вошла в коллекцию Неджд.
Стамбул на полотнах европейских художников.
Исламосфера