Почему Марракеш также известен как город «Семи святых»?
Марракеш – бывшая имперская столица с долгой и интересной историей, которая является очагом исламской культуры и искусства и одним из самых популярных туристических направлений в Марокко. Из-за цвета высоких стен, окружающих древнюю столицу, город еще называют Красным или Розовым. Однако Марракеш, также известен под названием город семи святых.
За семью святыми
Знатоки древней истории города часто называют Марракеш городом семи святых. На местном языке это название звучит как Сабату Риджаль. Несмотря на то, что это переводится как семь человек, обычно подразумевают семерых святых.
Марракеш является местом, где обрели вечный покой более 200 авлия (друзей Аллаха – Исламосфера). Семеро из них особенно почитались мусульманами еще при жизни. Люди говорили, что Аллах благословил их невероятной мудростью и крепостью веры. Второй правитель Марокко из династии Алауитов Мулай Исмаил поощрял марокканцев, совершающих паломничество к святыням, расположенным в Марракеше.
Семь святых Марракеша и семь святых Реграга
Появление семи святых Марракеша обычно связывают с популярными тогда мавзолеями семи святых Реграга, расположенных недалеко от Ас-Сувейры. В мавзолеях Реграга хранились останки семи христиан, которые приняли ислам после посещения Мекки и встречи с Пророком Мухаммадом (САВ). Мулай Исмаил, желая привлечь паломников в свою страну, продвигал идею создания подобных святынь в Марракеше. В конечном счете, старания марокканского правителя увенчались успехом, и Марракеш стал одним из главных культурных и духовных центров в этом районе Северной Африки.
Кем были семеро святых?
Начиная с 17-го века, марокканцы всех слоев общества постоянно посещали могилы семи святых в Марракеше. Там они молились Всевышнему Аллаху. Они обращаются к идее, что посещение этих могил может исцелить их болезни, помочь в исполнении их желаний и позволить достичь душевного спокойствия.
Хотя подобная практика уже не так популярна в наши дни, многие марокканцы все еще говорят: «Я еду в город Семи человек», когда отправятся в Марракеш.
1 – Сиди Юсеф Бен Али
Его полное имя был Абу Йакуб Бен Али Ассенхаджи. Он родился в Марракеше и не покидал его на протяжении всей своей жизни. В молодости Бен Али страдал от проказы и люди, боясь заразиться, избегали его. Семья изгнала его, поэтому он отправился жить в пещеру недалеко от Марракеша. По этой причине его еще называли «пещерный человек».
Местные жители думали, что Бен Али скоро умрет, однако он выжил и прожил долгую жизнь, не покидая пещеры. Люди удивлялись его невероятной стойкости и крепости духа, которые помогали ему переносить болезнь, голод и лишения. Вскоре местные жители начали приходить к нему в пещеру за советом в решении своих проблем.
Сиди Юсеф Бен Али умер в 1196 году и похоронен в Баб Агмате, возле пещеры.
2 – Кади Айяд
Кади Айяд ибн Муса родился в 1083 году в Сеуте, которая тогда принадлежала империи Альморавидов. Он был великим имамом этого города, а позже стал верховным судьей в Гранаде. Как представитель известного семейства Айяд, учился у лучших учителей, которые тогда жили в Сеуте.
Кади Айяд стал признанным ученым Магриба, которого почитали и поддерживали люди из всех слоев общества.
Он умер в 1149 году и похоронен в Марракеше.
3 – Сиди Бел Аббас
Родившийся в Сеуте в 1129 году, Бел Аббас считается самым важным из семи святых и иногда упоминается как покровитель Марракеша.
Говорят, что его отец умер, когда он был еще подростком, ему нужно было заботиться о семье, и мать отправила его на работу. Тем не менее, из-за своего страстного желания учиться он время от времени уклонялся от работы, чтобы посещать в мечети уроки шейха Аби Абделлаха Мохамеда Лфахара.
Мать наказывала Бел Аббаса за то, что он прогуливал работу, пока в ситуацию не вмешался шейх, который предложил матери деньги, чтобы его сын мог учиться, а не заниматься работой.
Сиди Бел Аббас был великим покровителем бедных и слепых. Даже сегодня у его могилы организована регулярная раздача еды для бедняков.
Он умер в 1204 году и похоронен в Марракеше.
4 – Сиди Сулейман аль-Джазули
Аль-Джазули родился в деревне под названием Джазула в 15 веке. Точной даты его рождения никто не знает. Историки говорят, что он ведет свою родословную от Имама Али (да будет доволен им Аллах!).
Имама аль-Джазули люди больше помнят как легенду, а не как настоящего человека. Он был марокканским суфийским лидером берберского племени Джазулы. Наиболее известным его трудом является чрезвычайно популярный молитвенник «Далаиль Хайрат». Сборник состоит и 7 частей, по одной части на каждый день недели.
В июне 1465 года он упал и умер во время совершения молитвы. Говорили, что Аль-Джазули был отравлен. Его тело было похоронено около Ас-Сувейры. Через семьдесят семь лет после его смерти тело было эксгумировано и перезахоронено в Марракеше.
5 – Сиди Абдель Азиз
Сиди Абд Эль Азиз был теологом, жившим в 15 веке. Он родился в Марракеше и был неграмотным в юности. Однако обучался у Имама Аль-Джазули и после его смерти, стал его духовным преемником.
Абдель Азиз умер в 1508 году и был похоронен в Марракеше. Местная женщины посещают его могилу, возле которой они просят Всевышнего Аллаха, чтобы Он исцелил их от бесплодия или даровал им легкие роды.
6 – Сиди Абдулла Газуани
Сиди Абдулла Газуани родился и вырос в Фесе. Он был последователем Сиди Абдель Азиза. Умер в 1528 году в Марракеше, где и был похоронен.
7 – Имам Сухайли
Имам Абдерахим Сухайли родился слепым в 1114 году в Малаге. Он вырос в бедной, но религиозной и образованной семье. Его отец научил его арабскому языку и помог ему выучить Священный Коран. Впоследствии он обучался другим наукам у известных ученых того времени, в Малаге и других городах Андалусии.Имам Сухайли умер в 1185 году в Марракеше и был похоронен возле южных ворот города, недалеко от Баб Агнау.
Расположение мавзолеев
Мавзолеи семи святых расположены в разных частях Марракеша. Однако, недалеко от центрального автовокзала, находится памятник, посвященный этим семи святым (аулийа), который представляет собой семь стоящих в ряд башен. По сравнению с другими архитектурными сооружениями, башни выглядят довольно просто, в связи с чем, возможно, там мало посетителей.
Посещение мавзолеев семи святых
Традиционно, марракешцы посещают мавзолеи в определенном порядке, уделяя каждому мавзолею определенный день недели. К примеру паломничество начинается во вторник с посещения мавзолея Бен Али, в среду посещают мавзолей Кади Айяда, в четверг – мавзолей Бел Аббаса, в пятницу – мавзолей Имама Аль-Джазули, в субботу посещают могилу Абдель Азиза, в воскресенье – могилу Абдуллы Газуани и завершают паломничество в понедельник, посещением мавзолея Имама Сухайли.
Исламосфера / по материалам www.theculturetrip.com и www.moroccoworldnews.com