Почему Мавлид в Египте вынужден конкурировать с Хэллоуином?

Полемика вокруг Charlie Hebdo во Франции и последствия сирийской миграции в Египет оказали влияние на празднование Мавлида в этом году, пишет сайт Ahram Online.


Прямо напротив мечети Сайеда Зейнаб в центре Каира, в которой всегда много прихожан, стоит торговая палатка Эссама аль-Серса. Для него начинается время бойкой торговле. Приток покупателей связан с традиционным мусульманским праздником Мавлидом, днем рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.).

В этот день египетские мусульмане покупают сладости, куклы или мягкие игрушки в форме лошадей.

Почему на Маулид ан-Наби египтяне делают сахарные куклы?

Как во время священного месяца Рамадана, так и во время Мавлида, аль-Серс ставит палатку перед своей кондитерской лавкой и продает по случаю наступившего праздника сладости и украшения.

За 40 лет работы в этом бизнесе он стал свидетелем как популярные в месяц Рамадан фонарики, которые раньше делались египетскими мастерами из стали и стекла, были вытеснены импортированными из Китая фонариками из пластика.

Tradition with innovation

Эссам аль-Серрс / Источник: english.ahram.org.eg/

Он также видел, как куклы и лошади, особенно популярные у египтян в Мавлид, которые традиционно делались из сахара, стали заменяться фарфоровыми пластиковыми куклами.

“Ремесленников, которые умели делать сахарных кукол, становится все меньше. Еще остаются некоторые люди, которые предпочитают традиционные сахарные куклы, и такие, кому нравятся традиционные фонари для Рамадана, но их качество снижается, так как старые ремесленники оставляют свое ремесло”, – сказал он.

Но “люди все еще покупают традиционные куклы, которые мы предоставляем, чтобы поддержать традицию”, – сообщил аль-Серс, добавив, что “ввиду усилившихся за последнее время экономических проблем, люди вместо сахарной куклы, которую нельзя хранить из года в год, отдают предпочтение пластиковой, которую можно подарить маленькой девочке, а затем сохранить на следующий год”.

Сайида Нафиса – святое место Каира.

Жительница Каира Марва пришла на рынок в сопровождении своей семилетней дочери Жанны и решила купить ей сахарную куклу. По словам женщины, ей в детстве дарили сахарную куклу, и она захотела, чтобы у ее дочери была такая же.

Другая женщина Амаль тем временем выбирала большую пластиковую куклу для невесты своего сына Тарека и маленькую пластиковую куклу для своей внучки Менны.

Traditional sugar hand made dolls are displayed celebrating

Традиционные сахарные куклы ручной работы для Мавлида / Источник: AP

“Это традиция – дарить невесте куклу и коробку конфет. Я не покупала Менне новую куклу для Мавлида уже три года, но в этом году решила подарить ее ей, так как покупаю подарок невесте моего сына”, – сказала она, добавив, что, хотя “финансовая ситуация непростая, но это очень дорогой день для нас и в этот день мы празднуем день рождения Пророка (с.а.в.)”.

Магазин аль-Серса – ее любимый. По ее словам, цены в нем были ниже, чем в других лавках не в последнюю очередь “из-за любви его хозяина к Пророку (с.а.в.), над которым бесстыдно издеваются в некоторых западных странах”.

Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?

Аль-Серс сказал, что ему было очень больно после публикации журналом Charlie Hebdo карикатур на Пророка (с.а.в.).

Он продает сладости и куклы по доступным ценам, чтобы как можно больше жителей Каира, которые приезжают в Сайеда Зейнаб, могли купить их. Продавец даже сделал маленькие коробки, чтобы люди могли купить хотя бы небольшое количество сладостей. Так он хочет сохранить традицию.

“Раньше большинство людей покупали по крайней мере 3 кг сладостей, которых им хватало на месяц. Сейчас большинство людей покупают меньше 1 кг”, – сказал аль-Серс.

An Egyptian man buys a pair of dolls to celebrate the anniversary of the birthday of Prophet Muhammad (PBUH).—AP

Египтянин с двумя куклами, которые он по традиции купил в честь Мавлида / Источник: AP

Однако недавно сирийцы произвели инновацию в производстве сладостей, благодаря чему аль-Серс теперь может продавать широкий ассортимент по доступным ценам.

“Сирийцы, живущие в Египте, произвели революцию в производстве конфет для Мавлида. Вместо того чтобы строго соблюдать традиционные рецепты, которые требовали значительного количества орехов и масла, сирийцы стали использовать смеси на основе большего количества сахара, нежели орехов”, – сказал он.

Как отмечают Мавлид в разных странах мира?

“Подобные сладости, возможно, менее здоровые, но более доступные. Люди теперь покупают гораздо меньше, чем раньше, и это означает, что они потребляют гораздо меньше”, – добавил он.

По словам аль-Серса, благодаря наличию недорогих сортов менее обеспеченные люди, которые хотят дарить подарки, могут купить несколько коробок, чтобы подарить их бедным родственникам и соседям, чтобы традиция дарения сладостей и подарков на Мавлид продолжалась.

Нахла Имам, специалист по народным традициям из Академии искусств Каира, сказала, что поддержание традиций зависит прежде всего от среднего класса.

Огни, музыка, еда и смех освещают улицы Египта по случаю Мавлида / Источник: MEE

“Люди, испытывающие финансовые трудности, вряд ли будут поддерживать традицию покупки сладостей для Мавлида, которая была установлена во времена правления Фатимидов”, – сказала она.

В свою очередь представители высшего социально-экономического класса отмечают другие праздники, – добавила Имам. Эти люди больше заинтересованы в праздновании Хэллоуина и Дня благодарения, которые являются чисто американскими, чем в праздновании Мавлида.

“Если средний класс потеряет приверженность традиции и способность поддерживать ее, многое может быть потеряно”, – утверждала Имам, добавив, что праздники, которые отмечаются с приготовлением традиционных блюд, выживут с большей вероятностью, чем те, которые не вызывают у людей кулинарных ассоциаций.

Аль-Мирмах – рыцарские турниры в Верхнем Египте.

Из-за этого, например, Новый год по исламскому календарю менее значим для египтян, потому что нет особого блюда, которое готовится в этот день, сказала она.

По словам Имам, некоторые традиции могут либо выйти из моды, либо потерять часть своей аутентичности.

“Я думаю, что нам нужно наблюдать за происходящими изменениями, и мы должны начать документировать наше наследие, пока не стало слишком поздно”, – заключила она.

Исламосфера

Комментарии