Почему «сериалы Рамадана» вызывают столько споров?

Каждый год в месяц Рамадан выходят новые телесериалы. И каждый год они вызывают споры, в которые оказываются втянуты священнослужители, правительства или активисты, пишет Кэтрин Шаер для Qantara.


Во время Рамадана мусульмане постятся в течение дня. В исламских странах после захода солнца открываются кафе и рестораны, и семьи собираются на ифтар, чтобы прервать пост. В результате во время этого месяца меняется весь распорядок повседневной жизни, люди ложатся спать поздно, и одно из самых популярных вечерних развлечений – совместный просмотр после ужина одного из сериалов, которые специально снимают к Рамадану. И каждый год возникает по крайней мере один крупный спор, связанный с такими сериалами. Это уже стало своего рода традицией священного месяца.

В 2023 году министр образования Туниса призвал запретить показ сериала тунисского производства «Фаллуджа», в котором показана темная сторона студенческой жизни, включая торговлю наркотиками и избиение учащимися преподавателя. В Ираке был запрещен исторический драматический сериал «Муавия», посвященный одному из самых спорных периодов мусульманской истории, ознаменовавшему расколом мусульман на суннитов и шиитов. Подобных примеров можно привести великое множество.

Ближний Восток с нетерпением ждет сериалы Рамадана.

El Kebeer 7.jpeg

Источник: Shahid

У экспертов отрасли есть несколько теорий относительно того, почему споры вокруг этих сериалов вполне предсказуемы. Частично это может быть связано с тем фактом, что Рамадан в сознании мусульман – священный месяц, что делает их более чувствительными к социально противоречивым темам и стандартам мыльных опер. Также может быть, что гораздо больше людей обращают на это внимание.

Как говорит Ахмад Хайят, доцент кафедры журналистики и электронных СМИ Университета Теннесси в США, после распространения в начале 2000-х спутниковых каналов, конкуренция среди производителей сериалов существенно возросла. «Если вы недостаточно конкурентоспособны, если у вас нет лучших сюжетов или чего-то, что выделяет вас, тогда чрезвычайно сложно представить ваше шоу перед аудиторией. И вы не выживете», – заявляет он. Стремясь привлечь внимание, производители нередко обращаются к спорным сюжетам.

«Споры вокруг телешоу о Рамадане возникают по множеству причин, включая высококонкурентную отраслевую среду, где поспешные решения могут привести к неправильному выбору контента», – подтверждает Халил из Северо-Западного университета.

Сказительство и игры возвращаются в Ирак в ночи Рамадана.

Under Guardianship.jpeg

Источник: MBC

Это также верно в отношении тонких – а иногда и не столь уж и тонких – политических сообщений в телешоу. Большинство продюсерских компаний и спутниковых каналов на Ближнем Востоке так или иначе связаны с политическими группами, а также имеют разный уровень государственной цензуры и государственной поддержки. Поэтому транслируемые ими сериалы часто отражают национальную политику и изображают представителей определенных стран или групп как злодеев, что естественно, может вызвать негативную реакцию у последних.

В условиях возросшей конкуренции  обозреватели также подозревают, что в некоторых случаях маркетинговая кампания сериала может даже включать организацию скандала.

Например, продюсерские компании часто уже проводят проверку биографических данных всех, кто задействован в сериалах, включая изучение их политических взглядов, манеры одеваться и публикаций в социальных сетях. Другими словами, они уже знают, какой актер или режиссер могут вызвать споры, и какая будет реакция на них.

«Продюсеры научились не только справляться со скандалами, но и даже организовывать их. Главное – зацепить аудиторию в первых нескольких сериях. Если это сделать, зрители, вероятно, будут следить за сериалом до конца месяца», – объясняет Халил.

Мода на потребительство в Рамадан напрягает семейные бюджеты.

Источник: AFP/Louai Beshara

Исламосфера

Комментарии