Почему суфии называют Аллаха «Ху» («Он»)?
Арабское местоимение «ху» или «хува» (هو), которое переводится как «он», в качестве суфийского термина обозначает Аллаха, пишет Осман Тюрен для Islam Ansiklopedisi.
В суфийской литературе слово «ху» как термин в таком значении присутствует, по крайней мере, с X века. Его упоминает Абу Наср Сирадж ат-Туси (ум. 988) в труде «Китаб ал-Лума фи-т-тасаввуф» («Самое блистательное в суфизме»), являющимся одним из основополагающих трактатов по суфизму. Автор рассматривает его как часть фразы «ху биля ху» («он без него»), представляющей собой описание «джам» – состояния, при котором единственно сущим бытием мыслится только Аллах.
Согласно аль-Араби, «Ху» указывает на Сущность Аллаха, являющуюся тайной (сирр), абсолютно скрытой (гайб) и не подлежащей лицезрению ни одним из сотворенных. Согласно некоторым суфиям, «ху» представляет собой уровень (мартаба) «лахута» – «божественности, божественной природы», противопоставляемой «человеческой природе» (насут). Этот уровень заключает в себе скрытую сущность (батын) и истину всех имен и атрибутов Всевышнего. Согласно Наджм ад-дину Кубре, буквы «алиф» и «лям» ( ال ) в слове «Аллах» (الله) – это определенный артикль, а вторая «лям» в этот артикль добавлена для придания красоты слову. Таким образом, основа имени «Аллах» – буква «ха» (ه). Она присутствует в каждом вдохе живых существ. А буква «вау» (و) в местоимении «ху» (هو) представляет собой имя души (рух).
Музыкальный группа “Райхан”: “Мы рады, что певцы больше не стесняются петь хвалу Аллаху”.
Хотя известно, что суфии раннеисламского периода в обрядах поминания (зикр) повторяли «слова свидетельства» «Ля иляха илляЛлах» («Нет божества, кроме Аллаха) и имя «Аллах», после периода формирования тарикатов широкое распространение получило повторение слова «Ху» с той же целью. По мнению суфиев, самый добродетельный зикр – это поминать Аллаха такими словами, которые не содержат просьбы о чем-либо. Когда к Всевышнему обращаются по Его именам, то, фактически просят у Него благодать и силы этого имени. Например, когда к Нему обращаются «Карим» (Благородный), то просят Его о милости, когда говорят «Шафи» (Исцеляющий), то надеются на исцеление. Поэтому «Ху», имя, не заключающее в себе никаких прошений и указывающее на сущность Аллаха, считалось лучшим зикром.
Согласно некоторым преданиям, Али (да будет доволен им Аллах) много раз повторял фразу «Йа Ху, йа Ман Ху, ля иляха илля Ху» («О Он, о Тот, Кто Он, нет божества кроме Него»). Когда его спросили о причине этого, он ответил, что «Ху» – это исм аль-азам (величайшее тайное имя Аллаха). Имам Газали также говорит, что «Ля иляха илляЛлах» – это единобожие простых людей, а «Ля иляха илля Ху» – единобожие избранных.
Многие стихотворения суфийских поэтов, заканчивающиеся словом «Ху», были положены на музыку. Оно также широко использовалось в различных значениях в фольклоре тарикатов. Например, дервиши говорили «Ху», обращаясь друг к другу. Когда человек, желающий войти в суфийскую обитель (текке), спрашивал «Дестур?» («Можно?»), то мог войти, если ему отвечали «Ху». Гюльбанки (произносимые хором нараспев молитвы), распространенные в суфийских обителях, завершались поминанием «Ху». Такие фразы, как «о Ху, и это пройдет», «о Ху, будь милостив», «илля Ху», «что приходит от Живого (т.е. Аллаха), уходит к Ху (т.е. снова к Аллаху)» [смысл этого выражения «Что обретается без труда, легко тратится], использовались не только суфиями, но и прочно вошли в общую лексику турецкого языка.
Джимми Инджинир: “Всемогущий Аллах является величайшим художником всех времен”.
Исламосфера