Подставки для Корана как культурная традиция
Использование специальных подставок для чтения священных книг является традицией, которой люди следовали на протяжении веков во всех культурах. Такие подставки имеются и в исламском мире, пишет Шахана Махди.
На арабском языке подставка для книг называется “рахля”. В исламском мире она была известна под разными названиями, такими как “рехал” в Индии, “курси” на Ближем Востоке, “миз” в Азербайджане, “лаух” в Центральной Азии, “маруфа” на суахили, “рахле” в Малой Азии. Обычно она представляет собой Х-образную складную конструкцию, которая легко уменьшается для переноса и хранения.
В прошлом это был важный элемент в дизайне интерьера и использовался как в мечетях и мавзолеях, так и в частных домах. Подставки были необходимы, так как к Корану и религиозным книгам в целом следует обращаться с почтением и нельзя держать их ниже пояса. С другой стороны, сидя на полу, читать на них было удобнее.
Как правило, рахли делали из дерева и украшали резьбой. Вместе с этим их изготавливали и из камня, папье-маше и даже горного хрусталя. Нередко это были настоящие произведения искусства. Лаух из Узбекистана представляет собой сложную конструкцию, насчитывающую до 10-12 уровней, на которых можно разместить не только книги, но и разные принадлежности для чтения и письма. Несмотря на его сложность, его изготавливают из цельного куска дерева, без гвоздей или клея. Лаух считается шедевром узбекской резьбы по дереву.
В разных мечетях и музеях мира представлены подставки самых разных эпох. В мечети Биби-ханум в Самарканде, построенной в 1399-1409 годах, можно увидеть каменный пьедестал – огромную подставку для Корана, изготовленную из мраморных блоков. Рассказывают, что стоит она там со времен Тимура.
В музее Метрополитен хранится датируемая 1360 г. изысканная подставка из тикового дерева, вся покрытая изящной резьбой.
В Музее Салар Джанг в Хайдарабаде выставлена подставка из белого нефрита, принадлежавшая Шамс ад-Дину Илтутмишу, правителю Делийского султаната. Это самый ранний образец исламского нефрита.
В Коллекция Давида в Копенгагене хранится подставка, изготовленная из цельного куска нефрита и украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями. Она относится к эпохе Великих Моголов.
В библиотеке Сулеймания мечети Тадж-уль-Масджид в Бхопале можно увидеть подставку с ножками из резного горного хрусталя.
В Чикагском институте искусств выставлена коллекция резных деревянных подставок для книг из региона суахили.
В наши дни для чтения Корана все так же активно используются подставки. В основном, они сохраняют традиционный дизайн, хотя сейчас их изготавливают и из современных материалов, таких как пластик.
В то же время эти изделия претерпели некоторую модернизацию. Например, сейчас выпускают шкатулки для Корана, совмещенные с подставками для его чтения.
Кроме того, появились имитирующие традиционный дизайн подставки для смартфонов и электронных книг.
Подставки для Корана представлены на многих картинах в жанре ориентализма. Также они вдохновляют и архитекторов. Например, такие сооружения, как Ворота Мекки, символизирующие вход в Священный город, и Библиотека имени Мохаммеда ибн Рашида в Дубае созданы по образцу рахли.
Исламосфера