Подземная мечеть Шакпак-Ата
Мангышлак – это место в западной оконечности Казахстана, где соединяются две стихии: море и пустыня. Климат здесь резко континентальный, поэтому лето знойное, а зима суровая. Однако это место было некогда облюбовано суфиями и проповедниками ислама. Кроме всего прочего, на Мангышлаке расположены могилы 362 друзей Аллаха – аулийа.
Недалеко от большинства некрополей находятся импровизированные мечети для совершения поклонения. Удивительно то, что большинство этих мечетей расположено под землей, а некоторые функционируют и сегодня.
Причины, по которым мечети были построены, а точнее вырублены под землей, до конца не ясны. Вероятно, что это связано с климатическими условиями, хотя допустимы и другие версии. На Мангышлаке был распространен суфийский тарикат Ясавийя, известно, что его основатель Ходжа Ахмед Ясави, по достижению возраста Пророка Мухаммада (САВ), ушел в подземную обитель, и провел там остаток своей жизни. Возможно, что представители тариката Ясавийя, решили последовать примеру Ходжи Ахмеда Ясави. Однако, здесь вопросов больше, чем ответов.
Одной из хорошо сохранившихся и функционирующих подземных мечетей является мечеть Шакпак-Ата, которая вырублена в склоне каменного мыса между двух оврагов, спускающихся по отвесной горе Унгазы. Шакпак-Ата, можно перевести с казахского языка, как «старец-кремень». Согласно легенде, этот старец мог с легкостью извергать огонь, ударом меча о камни, чем вызывал жуткий страх у неприятеля. Однако, существует версия, что Шакпак-Ата это не имя основателя мечети. Дело в том, что рядом располагаются кремневые ущелья, благодаря которым мечеть получила свое название.
Мечеть Шакпак-ата, выполненная в форме латинского креста, вырублена в толще скального мыса, которое было образовано руслами двух оврагов, опускающихся по склону горы Унгазы с юга на северо-запад, к заливу Сарытас Каспийского моря. В западной и восточной оконечности мечети устроено два входа. Западный вход высечен в скале, имеет форму треугольной арки и является главным, а восточный вход имеет служебное назначение.
Справа и слева от главного входа в стене высечено несколько широких углублений, где были захоронены умершие проповедники. Основной зал имеет квадратную форму, там установлены четыре колонны, которые не являются опорными, а выполняют декоративную функцию. На межколонных дугах сохранились остатки многоцветной росписи. Свод зала увенчан крупным отверстием, через который в пещеру льётся солнечный свет. Западная часть мечети отведена под небольшие кельи и михраб. Повсюду можно обнаружить надписи, сделанные в разные периоды истории…
В ближайшее время редакция Исламосферы продолжит рассказывать о подземных мечетях Казахстана.
Исламосфера