Поэзия набати в ОАЭ идет в ногу со временем
Древняя арабская народная поэзия набати закрепила свое место в популярной культуре XXI века – от анимации до каллиграфии и хип-хопа, пишет Султан аль-Кассеми для The National.
Поэзия набати, также известная как народная и бедуинская, на протяжении веков звучала на племенных собраниях и распространялась из уст в уста по всему Аравийскому полуострову. Однако с появлением газет в начале XX века, а также после распространения радио и телевидения к этой древней форме искусства получила доступ более широкая аудитория.
Например, в 1978 году, всего через несколько лет после создания ОАЭ на экран вышла одна из самых популярных эмиратских мыльных опер «Эшафан», в которой использовались мотивы набати. Это телешоу о скупом человеке, который изо всех сил старается сэкономить деньги (в одном эпизоде он решает купить больного осла, потому что он «будет есть меньше, чем здоровый»). И сейчас то и дело можно увидеть мемы на основе кадров из «Эшафана» в качестве комментариев к повседневным событиям.
Поэзия набати продолжала набирать обороты и в XXI веке, добившись популярности среди молодого поколения. В 2006 году Мохаммед Хариб запустил популярный эмиратский анимационный сериал «Фридж» о четырех женщинах среднего возраста из ОАЭ. Стихотворения набати стали темой одного из его эпизодов.
Конкурс “Принц поэтов” возрождает классическую арабскую поэзию.
Знаковым событием для народной поэзии стал 2006 год, когда был запущен Abu Dhabi Culture of the Million’s Poet, возможно, самый успешный поэтический конкурс в мире. Он собирает поэтов со всего арабского мира, а также многомиллионную телеаудиторию.
В наши дни влияние набати продолжает расти, показывая себя в самых разных видах искусства. Например, французско-тунисский художник Эль Сид воспроизвел на фасаде одной из достопримечательностей современной архитектуры Шарджи стихотворение в этом жанре поэта Ахмеда Бу Сниды (1855-1920), вернув его в поп-культуру.
Еще одна невероятная история – стихотворение Абдуллы аль-Мутавы (1874-1958) «Рид йа ат-таариш» («Подожди, о посланник»), призывающее быть терпеливым и не спешить с суждениями. Его исполнил кувейтский проповедник и исполнитель нашидов Мишари аль-Афаси. А в 2020 году это стихотворение использовал палестинский исполнитель музыки хип-хоп Джуд Хейб в песне под названием «Casino» о молодом человеке, чья жизнь рушится после встречи с женщиной.
Сегодня поэзия набати находит новые формы. В ноябре 2022 года художница Рим аль-Мазруи создала дудл Google в честь уроженки аль-Айна Уши ас-Сувайди (1920–2018), одной из величайших поэтесс-набати XX века, добившейся успеха в искусстве, в котором доминировали мужчины. Поэзия ас-Сувайди, наряду со стихами отца-основателя ОАЭ Шейха Зайда послужила источником вдохновения и для каллиграфических работ Рауды аль-Катби.
А художница из Дубая Латифа Саид в своих работах на песке использовала строки, созданные шейхом Мухаммадом ибн Рашидом, вице-президентом и правителем Дубая, а также поэзию уроженца Шарджи Али Рахмы аш-Шамси (1930-2006). Таким образом, будь то анимация, каллиграфия или хип-хоп, древняя народная поэзия набати сегодня прочно заняла свое место в популярной культуре XXI века.
“Касыда аль-Бурда” Каба ибн Зухайра: от оскорбления Пророка к обретению веры и прощения.
Исламосфера
Султан Сууд аль-Кассеми – писатель, исследователь и основатель Фонда искусств Барджил в ОАЭ