«Полосатой фатой закрывается…»: платок как символ в русской поэзии
Литература отражает жизнь. Прочитав произведение, мы можем составить ясное представление об особенностях определенной эпохи, обычаях, нравах людей. Изображению портрета героев писатели придают большое значение, так как он является одним из действенных способов характеристики их внутреннего мира, поведения. Порой достаточно указать одну деталь – и образ становится понятен. В поэзии детали и символы приобретают особое значение. Поэты используют изящные определения, рисуя женщин. Великолепие и скромность часто раскрываются через символ платка, бережно оберегающего красоту его хозяйки. Платок (вуаль, шаль, фата) как элемент повседневного гардероба женщины встречается не только в творчестве восточных поэтов, что естественно, но и русских. Поэтические строки – доказательство единства разных культур, национальностей, вероисповеданий, одинаково воспевающих женскую целомудренность, чистоту, загадочность и гармонию.
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
(«Оренбургский пуховый платок», Виктор Боков, 1960 г.)
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается…
(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов, 1837)
15 влиятельнейших женщин мира в платке.
И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.
(Сонет, С.А. Есенин, 1915)
Я узнаю тебя и твой белый вуаль,
Где роняет цветы благовонный миндаль,
За решеткою сада, с лихого коня,
И в ночи при луне, и в сиянии дня;
И гитару твою далеко слышу я
Под журчанье фонтана и песнь соловья…
Днем и ночью гляжу сквозь решетку я вдаль —
Не мелькнет ли в саду белоснежный вуаль?
(«Я узнаю тебя и твой белый вуаль…», А.А.Фет, 1842)
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
(«Незнакомка», А. А. Блок, 1906)
“Далёкие люди”: в Казани представили женский спектакль об исламе.
Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!
Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.
(«Не верь, не верь поэту, дева…», Ф. И. Тютчев. 1839)
Эльнара Мир