Последние пастухи-ваханцы Пакистана
Высоко в горах в Каракоруме ваханцы пасут огромные стада овец, коз и яков. Заняты этим исключительно женщины, пишет Камиль Дельбо.
Шимшал – изолированная деревня в отдаленной долине на севере Пакистана. Чтобы добраться до нее из Исламабада, я 3 дня ехал по Каракорумскому шоссе и прошел более семи контрольно-пропускных пунктов, пересаживаясь с автобуса на автобус. Меня встречают приветливо, и помогают найти жилье на ночь и нанять саддара (опытного носильщика), который будет меня сопровождать во время 10-дневного похода в Каракорум на горные пастбища.
Пока дорога не соединила их с Каракорумским шоссе, жители Шимшала ещё совсем недавно жили в значительной степени самодостаточной жизнью. Зерновые культуры и продукты высокогорных пастбищ были их основной едой, одновременно служа источником получения дохода.
Весной горстка женщин уводит стада в несколько тысяч яков, овец и коз через эти горы к крошечной деревушке на высоте более 4500 метров. Пять месяцев в году они живут на пастбищах на расстоянии 3 дней пути от ближайшей деревни, удовлетворяясь минимальными удобствами. Я собираюсь встретиться с ними.
Мы прибываем в место, которое мне кажется забытым Богом и людьми. Тысячи овец, коз и яков появляются из ниоткуда и заходят в загоны. Это суровое место, но несмотря на дождь, ветер и другие капризы погоды, пастушки продолжают делать свою работу.
Я смотрю, как молодая девушка наблюдает за стадом. Огромный загон, предназначенный для защиты стада от нападения снежного барса, переполнен. Независимо от погодных условий, животных доят до наступления темноты и морозов. Дни местных жителей проходят монотонно: они заняты уходом за стадами, дойкой и приготовлением традиционного сыра и масла из молока яка.
Молоко не может храниться очень долго, а деревня находится слишком далеко, чтобы везти его туда. Поэтому его нужно превратить в сыр и масло прямо здесь. Инаят, 20-летняя пастушка, собирается кипятить молоко, что займет 12 часов. В качестве топлива она использует высушенные на солнце шкуры яков – на такой высоте дров нет. Женщины всех возрастов, некоторые со своими маленькими детьми, неустанно работают. Хижины сделаны из камня и грязи. Здесь нет ни электричества, ни отопления, кроме самодельной печи, используемой для приготовления пищи – для выпечки чапати (лепешек) и кипячения молока.
Позже я снова встречаю Инаят на плоской крыше ее хижины. Она уже раскладывает для сушки курут – сыр из молока яка. Продажа его, а также масла, наряду с торговлей скотом служит для ваханцев источником дохода.
Я замечаю, что не все дома заняты. Из 40 пастушьих хижин обитаемы только 17 – молодежь не желает продолжать образ жизни предков. «Если я выйду замуж, то вряд ли вернусь в долину. Сейчас многие живут за ее пределами», – говорит Инаят.
Одна из старейших пастушек, 65-летняя Нар Бегум, вздыхает и отворачивается, когда я разговариваю с ней. «Некоторые из моих подруг недостаточно здоровы, чтобы работать, а другие отошли в мир вечности», – говорит она.
Когда в начале 2000-х годов Шимшал был соединен с Каракорумским шоссе, молодежь стала уезжать в город, сначала на учебу, а затем на работу. Поэтому конец пасторальной жизни пастушек Памира кажется неизбежным. Они и сами понимают, что прекрасная суровая традиция доживает последние годы.
Приходит время и мне вернуться на трассу и покинуть это сообщество, живущее высоко в горах. Уходя, я вижу несколько мужчин и женщин, которые сидят у Джамаат-ханы, места сбора и молитвы. Я фотографирую их. Возможно, я последний человек, который сделал это.
Исламосфера
Примечание редакции: Ваханцы – один из памирских народов. В основном, мусульмане-исмаилиты. Проживают на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.