Принц Ида: древняя связь между фольклором и религиозными ритуалами
Принц Ида в фольклоре Йемена отдалённо напоминает Санта-Клауса – оба вымышленные персонажи, которые появляются во время празднеств, одетые в специальный костюм и маску. Оба являются источником веселья и символически связаны с праздником и его радостной атмосферой.
Однако между ними есть различия: если Санта-Клаус дарит подарки, то Принц Ида их получает, и если вокруг Санта-Клауса толпятся в основном дети, то вокруг Принца Ида можно видеть, как детей, так и взрослых. Кроме того, Санта-Клаус известен во всем мире и присутствует в современной жизни, а Принц Ида ограничен лишь некоторыми районами Йемена и известен исключительно в фольклорном контексте. Тем не менее, он сам по себе имеет большую культурную ценность, поскольку Принц Ида и связанные с ним празднования содержат в себе черты древнего религиозно-культурного происхождения, тем более, что он имеет драматический характер, который кажется более близким к тому, что известно как ритуальная драма.
Конкурс “Принц поэтов” возрождает классическую арабскую поэзию.
Образ Принца Ида связан с фольклорными традициями празднования великого праздника Ид аль-Адха в некоторых сельских провинциях центрального Йемена: Ибб, Дамар, Эль-Байда и Эд-Дали. Большие торжества устраивались во время Ид аль-Адха, выпадающего на десятое число месяца Зу-ль-хиджа каждого года по хиджре, когда йеменцы, как и все мусульмане, приносят в жертву быков и баранов. Раньше торжество происходило на площади деревни, хотя празднования начинались за ее пределами, когда люди во главе с флейтистами и барабанщиками шли из других деревень или от места сбора на площадь, где начиналась настоящая церемония. Аудитория часто состояла из детей и мужчин. Женщины обычно наблюдали с крыш и окон домов.
Принц Ида подобен народному шуту, который появляется на празднике в костюме, отличающем его от всех людей. Он часто носит маску из головы быка, парик из овечьей шерсти, накидку из кожи животных, а в руке держит бычий хвост (от быков, зарезанных на пиру). Во время торжества Принц Ида танцует, дети бегают и смеются, когда он преследует их, размахивая хвостом быка в руке, а иногда он бьет их им, если они нарушают порядок празднования. Принц обладает абсолютной властью в этот день. Он наказывает обидчиков и заставляет всех танцевать и участвовать. Иногда на празднике появляется еще один Принц из другого региона, и тогда между ними происходит инсценированная драка.
Забид – единственный город в мире, где сохранился классический арабский язык.
Принц Ида создает атмосферу веселья на этом празднике, придает ему энергии и регулирует его ритм, посредством своего танца или комедийного представления. Он также может разыгрывать такие сцены, как проведение инсценированного суда людей, которые не участвовали в церемонии, чтобы сохранить свой престиж или авторитет. Суд заканчивается вынесением приговора, содержащего комическое наказание. Например, их вымачивают в крови убитого животного, пролитой на землю, или в яме, наполненной водой, смешанной с малиновым сиропом, чтобы она стала красной.
Относится ли происхождение Принца Ида к древнему Йемену доисламского периода? Как упоминалось выше, Принц Ида появляется в маске с головой быка, в мантии из шкуры принесенного в жертву животного и с его хвостом в руке. Это наводит на мысль о символике быка в древних йеменских религиях, где это животное было фактическим воплощением образа божества (луны) на земле и было символом плодородия и земледелия. Многие статуи и наскальные рисунки, изображающие это священное животное, дошли до нас именно из древнего Йемена. На некоторых из них изображен танцующий «человек» с маской головы быка или козерога.
10 фактов, которые вы, вероятно, не знали о Йемене.
Празднования Принца Ида имеют отношение исключительно к Ид аль-Адха, который в исламе является праздником, связанным с жертвоприношением и хаджем. Современные йеменцы приносят жертвы, как и все мусульмане, но традиции жертвоприношения у них до сих пор сохраняют некоторые языческие черты, такие как украшение рогов быка маком и базиликом, окуривание их ладаном, хождение с ними по деревне и вытаптывание крови жертвы. Эти традиции жертвоприношения являются частью ритуалов хаджа в Древнем Йемене и отсутствуют в исламе. В Ид аль-Адха йеменцы обычно не приносят в жертву корову (самку), а те, кто это делает, поносятся по обычаю, называемому аль-Харавеа в некоторых районах Ибба.
Исламосфера