Путешествие в поисках медресе

Принявший ислам швейцарский ученый Батист Броде путешествует по миру, знакомясь с разными исламскими общинами. В своей статье он знакомит читателей с традиционными медресе, в которых он побывал.


Традиционный Ислам, который когда-то был затенен подъемом ваххабизма, вызывает все больший интерес среди молодых мусульман в Европе. Нередко они отправляются в мусульманские страны, чтобы получить религиозное образование на основе классических методов, основанных на запоминании текстов и цепочках передачи знаний, восходящих к Пророку Мухаммаду (мир ему). Я предпринял ряд поездок, посетив различные традиционные исламские учебные заведения в Алжире, Йемене и Мавритании. В данной статье мы попытаемся познакомить читателей с этими учебными заведениями, подчеркнув их общие черты, несмотря на географические и культурные расстояния между ними.

Завия в Инзегмире (Алжир)

Расположенная в маленькой деревне Инзегмир, между Адраром и Регганом, Завия шейха аль-Хасана является одновременно местом, где преподается традиционный ислам, и суфийским духовным центром. Мужчины разного возраста приходят в Завию в Инзегмире с разными целями – в поисках духовного учителя, убежища или спасаясь от каких-то проблем. Посетители могут оставаться здесь в течение трех дней и бесплатно питаться.

Были ли каникулы в медресе?

В двух шагах от Завии находится медресе (или Школа Корана), в котором более ста детей, подростков и молодых людей изучают Коран, исламское право маликитского мазхаба. Питание, проживание и образование полностью бесплатны. В практическом плане учебная программа начинается с запоминания Корана. Ученик пишет суры на деревянной доске, покрытой высушенной на солнце глиной, используя деревянное перо и чернила. Как только вся доска покрывается текстом из Корана, ученик повторяет аяты про себя множество раз, пока не запомнит их. Затем он передает доску своему учителю и рассказывает ему текст наизусть. Если ему это удается, он имеет право смыть написанное водой и покрыть доску новым слоем глины. Когда глина высушится на солнце, ученик записывает следующие аяты для заучивания. Этот процесс продолжается до тех пор, пока он не выучит Коран полностью. В среднем это занимает два года. Этот метод изучения Корана испокон веков использовался в странах Магриба (Марокко, Алжир и Тунис) и Западной Африки (Мавритания, Сенегал и Мали).

Ляух – деревянная дощечка для заучивания Корана в африканских медресе.

sala-lettura-matamoulana.jpg

Здание, в котором расположена школа в деревне Матамулана / Источник: Батист Броде

Выучив наизусть весь Коран, ученик обращается к классическим текстам маликитского права. Основной метод обучения тот же – заучивание таких текстов наизусть. Только после того, как студент запомнил множество текстов, он берется за другие темы.

В Турции отреставрируют 800-летнее медресе-обсерваторию.

Помимо обучения в медресе, Завия регулярно организует конференции, а шейх читает лекции по различным религиозным вопросам, начиная от права и заканчивая духовностью.

Деревня Матамулана в Мавритании

Мне оказали радушный прием и поселили в доме шейха, как и всех гостей, которые появляются в деревне. Шейх является представителем тариката тиджания, одного из крупнейших суфийских братств Мавритании. Методы преподавания в местном медресе похожи на применяемые в Инзегмире. Однако программа для взрослых гораздо свободнее. Ученик может сам выбирать предметы и труды, которые он хочет изучать.

Паркур на крыше древнего медресе в Мардине.

Разрыв между условиями в школе и качеством образования поражает. Группа студентов сидит вокруг учителя на песке перед скромным зданием. Арабский язык преподавателя и дикция безупречны, а лекция достойна университетского курса. Климат жаркий, вокруг грязь. Поэтому я был ещё больше удивлен качеством обучения. После молитвы на закате верующие собираются в маленьком дворике мечети и читают священные тексты на протяжении ночи.

Институт Дар аль-Мустафа в Йемене

Институт Дар Аль-Мустафы расположен в историческом городе Тарим, в районе Хадрамаут на юго-востоке Йемена. Тарим веками славился как центр богословия. В настоящее время самым известным ученым города является, без тени сомнения, Шейх Хабиб Умар ибн Хафиз, основавший здесь институт Дар аль-Мустафа, который стал крупнейшим центром традиционного суннитского образования.

Традиции медресе и библиотек в Индии.

lezione-dar-al-mustafa.jpg

Занятие в школе Дар аль-Мустафа в Тариме / Источник: Батист Броде

Институт Дар аль-Мустафа более известен, чем два ранее описанных учреждения. Он имеет интернет-сайт, здесь учатся студенты как из Йемена, так из других стран. Большинство из них – выходцы из Малайзии и Индонезии. Также здесь есть пакистанцы, коморцы, американцы и шведы. Студенты живут в спартанских условиях в маленьких общежитиях. Они участвуют в ежедневных молитвах в мечети и в духовных собраниях, изучая арабский язык, исламское право, вероучение. Традиционное обучение состоит из сессий, во время которых студенты садятся на полу вокруг преподавателя, который читает лекцию. Такие круги можно увидеть каждый день в мечети или в соседних домах.

Медресе Иса-бега старейшее мусульманское учебное заведение Балкан.

В течение нескольких лет студенты заучивают наизусть Коран и углубляют свои познания в области вероучения, юриспруденции и духовности. Образование, предлагаемое в Дар аль-Мустафе, выходит далеко за рамки простого приобретения богословских знаний. Акцент делается на практическом применении полученных знаний, личностном росте и духовном странствии на примере Посланника Аллаха (мир ему).

В Пакистане назрела реформа исламского образования.

Кроме того, летом Дар аль-Мустафа организует сорокадневную программу для иностранцев, включающую множество связанных с богослужением практик, таких как молитва, зикр и пост. Несколько десятков студентов из Малайзии, Индонезии, Австралии, Соединенных Штатов и даже Южной Америки, присоединяются к постоянным студентам и их преподавателям для участия в этой программе.

Исламосфера


Батист Броде является доктором философии в области социальных наук и исламоведения в Университете Фрайбурга (Швейцария). Принял ислам в 2005 г. Он посетил более чем 30 стран мира с целью встречи с мусульманскими общинами и учеными. В настоящее время готовит диссертацию по социальной работе в исламе и дискурсам современных исламских ученых по таким социальным проблемам, как изоляция и конфликты по поводу идентичности в западных обществах.

Комментарии