Пять самых известных работ палестинских художников, посвященных Палестине

Эти художники испытали Накбу на собственном опыте, пишет Маан Джаляль для The National.


В 1948 году Накба навсегда изменила Ближний Восток. С того времени писатели, художники, режиссеры, мыслители и творческие деятели региона пытались с помощью различных художественных средств понять и примирить социальные и политические последствия этнической чистки. Среди множества картин, посвященных трагедии палестинского народа, можно выделить пять работ.

«Мадонна с апельсинами» Исмаила Шаммута

Источник: Wikiart

Художник и искусствовед Исмаил Шаммут считается пионером современного палестинского искусства. В своей работе «Мадонна с апельсинами», написанной в 1997 году, он затрагивает универсальную тему матери и ребенка, переосмысливая ее как в рамках палестинского нарратива. Молодая мать с головой, покрытой белым покрывалом, смотрит на зрителя. Она прижимает к груди спящего ребенка, а маленькая дочь, стоящая рядом с ней, повторяет ее позу, держа связку апельсинов. Посредством этой сцены Исмаил Шаммут иллюстрирует значение земли для палестинцев. Они защищают и лелеют ее, как мать заботится о своем ребенке.

Картина была написана в год, когда художник вернулся в Палестину, чтобы посетить место своего рождения в аль-Лидде, через 50 лет после того, как его семья была изгнана из своего дома. В настоящее время она является частью Фонда искусств Барджил в ОАЭ.

«Джамаль аль-махаммаль» («Верблюд, несущий лишения») Слимана Мансура

Источник: @sliman.mansour / Instagram (принадлежит компании Мета, которая признана экстремистской и запрещена в России)

Палестинский художник, скульптор и писатель Слиман Мансур был ключевым художником в создании и развитии иконографии палестинской национальной идентичности. Его картина «Джамаль аль-мухаммаль», написанная в 1973 году, стала символом палестинской борьбы и арабского сопротивления.

На картине изображен пожилой палестинец в традиционной одежде, устало бредущий по бесконечному голубому ландшафту и несущий на спине Иерусалим (аль-Кудс). Возраст старика и его очевидное истощение символизируют борьбу палестинцев. Несмотря на то, что он подавлен болью прошлого и мечтой о будущем, мужчина полон решимости продолжить путь.

Благодаря своей популярности «Джамаль аль-мухаммаль» стал образом, находящимся на стыке искусства, идентичности и сопротивления. Репродукции этой картины, оригинал которой считается утерянным, можно увидеть в домах многих палестинцев, а изображенного на ней старика ласково называют отцом или дедушкой.

«Весна Палестины» Джуманы аль-Хусайни

Источник: DAF

Джумана аль-Хусайни была выдающимся палестинским художником и скульптором, известной сочетанием геометрических и абстрактных образов с элементами арабской каллиграфии. Ее семья была вынуждена покинуть свой дом во время Накбы, поэтому творчество художницы посвящено ее палестинской идентичности и корням. «Весна Палестины» была написана Джуманой аль-Хусайни в 1970 году как символ надежды и знак борьбы палестинского народа за свободу. На картине изображена карта Палестины белого цвета на золотисто-желтом фоне, границы которой окружены стилизованными разноцветными птицами, символизирующими свободу. На фоне карты помещены строки из стихотворения палестинского поэта и прозаика Махмуда Дарвиша «Не вините меня, если заплачет моя земля. Смогу ли я вынести тишину, когда страдает мать?»

«Весна Палестины» является частью коллекции Фонда искусств Даллул в Шардже (ОАЭ).

«Иерусалим, мой дом» Самии Халаби

Источник: Галерея Аййам

Самия Халаби – палестинская художница-абстракционист, ученая и активистка-первопроходец. Она считается одной из самых выдающихся среди ныне живущих арабских художниц. Хотя ее работы в первую очередь связаны с исследованием цвета, формы и абстракций, на нее сильно повлияли природа и ранняя исламская архитектура. Самия Халаби в своих работах исследует свой опыт изгнания и перемещения с 1948 года, но это не всегда очевидно по причине ее абстрактного стиля.

Примером этого является картина «Иерусалим, мой дом», написанная в 2014 году и являющаяся частью серии «Иерусалим». Это мощное произведение, изображающее самый узнаваемый архитектурный элемент города Иерусалима – Купол Скалы. Халаби переосмысливает купол в абстрактном геометрическом стиле, используя яркие цвета и четкие линии. Эти элементы в своей совокупности отражают узнаваемую архитектурную форму этой достопримечательности, но также символизируют социальные и политические волнения, с которыми сталкивается палестинский народ.

«Иерусалим, мой дом» был показан на первой ретроспективе Самии Халаби на Ближнем Востоке в Художественном музее Шарджи в январе 2023 года, а сейчас находится в коллекции Dalloul Art Foundation.

«Дань уважения флагу» Камаля Буллаты

Источник: Wikimedia

Палестинский художник и искусствовед Камаль Буллата исследовал в творчестве свою палестинскую идентичность и опыт изгнания. Его уникальный визуальный язык включает арабскую каллиграфию, геометрические узоры и визуальные влияния его детства, проведенного в Палестине.

Картина «Дань уважения Флагу», написанная в 1990 году, представляет собой стилизованное переосмысление палестинского флага. В рамках квадратной композиции он превращается в зеленые, красные и черные треугольники, образующие современный геометрический узор, который также напоминает традиционную палестинскую вышивку.

Хотя «Дань уважения флагу» была воспроизведена в виде плаката и проникла в онлайн-визуальную культуру, местонахождение оригинальной картины в настоящее время неизвестно.

Исламосфера

Комментарии