Расцвет персидской астрономии в Средние века

[TheChamp-Sharing]

Астрономия на территориях, входящих в состав современного Ирана, возникла еще во времена Месопотамии.


Она была усовершенствована в период Ахеменидов и достигла кульминации в вавилонских теориях солнца, луны и планет в периоды Селевкидов и Парфии. Часть этой вавилонской астрономии и связанной с ней литературы по астральным предзнаменованиям была заимствована учёными Древней Персии. В III веке н.э. сасанидские правители спонсировали пехлевийские переводы греческих и санскритских трудов по астрономии и астрологии. Сасанидская традиция астрономии, по-видимому, сохранялась до середины IX века. Многие исламские астрономы VIII и IX веков, хотя и писали на арабском языке, были выходцами из Ирана и использовали пехлевийские труды по астрономии и астрологии. Среди ученых этого периода можно отметить Машааллаха ибн Атари (ок. 740–815), Абу Хафса Умара ибн Фаррухана ат-Табари (762 – ок. 815), Мухаммада ибн Мусу аль-Хорезми, Абу Машара (787–886) и других.

К концу IX века исламская астрономия усвоила геоцентрическую модель Птолемея. Согласно ей, Земля неподвижна и находится в центре мира, а все движения небесных тел можно объяснить сочетанием равномерных круговых движений, известных как эпициклы и эксцентрики. Примерно с 850 по 1240 годы персидские астрономы также следовали Птолемею. Но некоторые из них вносили в свои труды индийский или сасанидский материал, взятый из более древних арабских текстов или, как в случае большей части индийского материала в трудах Бируни, непосредственно из санскритских текстов. Среди персидских астрономов этого периода можно отметить Абд ар-Рахмана Суфи (903–986), Абу аль-Вафу Бузани (940–998), Хушьяра ибн Лаббана аль-Джилли, Абу ар-Райхана аль-Бируни (973–1048), Омара Хайяма (1048–1131) и других.

Астрономия в мусульманском мире: от поэзии к науке.

Низам ад-Дин Хасан бин Хусейн Куми Нишапури, известный как Низам-и А’радж (1311 г.); комментарий к «Ат-Тазкире фи ‘илм аль-Хайа» Туси, подписанный «Али бин Суфи бин Ибрагим Акхари, Тимуридский Иран, датированный декабрем 1490 года» / Источник: muslimheritage.com

В этот период было также написано множество трактатов об астролябии и других астрономических инструментах. Самые ранние образцы этих зачастую великолепных изделий работы персидских мастеров относятся к концу X века.

Во второй половине XIII века в Мараге, городе на северо-западе Ирана, была основана знаменитая обсерватория, что ознаменовало важный поворотный момент в истории астрономии. Она была известна своими высококачественными инструментами, крупнейшей научной библиотекой, в которой находилось около 400 000 книг, литейным цехом для изготовления медных аппаратов и хорошо организованной работой исследователей чрезвычайно высокого уровня. Среди них были Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), Муайяд ад-Дин аль-Урди (ум. 1266), Мухйи ад-Дин аль-Магриби, Фахр ад-Дин аль-Мараги, Али ибн Умар аль-Казвини, Наджм ад-Дин аль-Абхари, Кутуб ад-Дин аш-Ширази и китайский ученый Фао Мун-джи.

Марьям аль-Устурлаби – мусульманка-астроном X века.

Центральная башня обсерватории в Мараге / Источник: muslimheritage.com

К этому времени накопился значительный объем замечаний в адрес системы Птолемея. С целью их преодоления мусульманские ученые разработали ряд моделей движения планет, альтернативных птолемеевской. Первые из них были созданы астрономами Марагинской обсерватории, благодаря чему и вся деятельность по созданию нептолемеевских планетных теорий иногда называется Марагинской революцией. В частности, две новые математические теоремы разработали Насир ад-Дин ат-Туси и Муайяд ад-Дин аль-Урди. Работу ат-Туси продолжил его ученик Кутб ад-Дин аш-Ширази (1236–1311). Их теории, получившие дальнейшее развитие в трудах дамасского астронома Ибн аш-Шатира (1304–1375/76), по-видимому, были известны Копернику и приняты им.

Таким образом, оригинальность и важность открытий марагинских астрономов можно оценить по их влиянию на последующие европейские астрономические исследования, которые, возможно, заложили основу для астрономии Коперника.

Деятельность обсерватории в Мараге продолжалась до 1316 года.

Обсерватории исламского мира.

Изображение Ат-Туси и его коллег, работающих над Зидж-и Ильхани в обсерватории / Источник: muslimheritage.com

Исламосфера


Источники:

Encyclopædia Iranica

Mohamad Abdalla AM ‘The Fate of Islamic Astronomy in Persia between the Eleventh and Sixteenth Centuries’

Комментарии