Расшифровка геометрии Раджена Асто
Две самые сильные страсти Раджена Асто – музыка и исламская геометрия, сообщает портал Bayt Al Fann.
Раджен Асто получил степень магистра в области музыкальной композиции в России в Санкт-Петербурге в 2010 году. Примерно в то же время он открыл для себя свое второе большое увлечение – искусство исламских геометрических узоров, которое пережило расцвет в течение следующих нескольких лет. О том, каким образом он соединяет эти две не слишком близкие сферы, Раджен Асто говорит: «В моем восприятии исламского геометрического узора всегда присутствовало временное измерение, и это связывало его с музыкой. Я не могу полностью объяснить этот завораживающий эффект. Возможно, это связано с тем, что узор распространяется в пространстве за счет симметричного повторения своих элементов, и это похоже на то, как музыка ритмично распространяется во времени. В обоих случаях присутствует упорядоченность. Порядок в музыке – это ритм, который разворачивается во времени, пока мы слушаем. Порядок узора – это симметрия, которая также раскрывается во времени, пока мы скользим взглядом по узору».
Математическая красота исламской геометрии.
Его первый контакт с искусством исламского геометрического рисунка произошел, когда он случайно наткнулся на открытку с видом одного из исторических памятников Бухары. «Я чувствовал, что смотрю на что-то абсолютно вневременное, не привязанное ни к какой культуре или эпохе, что-то архаичное и в то же время очень современное», – вспоминает свои впечатления художник. Этот момент открыл ему сильную и глубокую связь с этим направлением искусства. Первые несколько лет его исследования были случайными, а затем превратились в систематические. Его интерес в основном сосредоточен на «восточной» (персидской и центральноазиатской) традиции. Теперь он делится своим увлечением в своих работах, исследованиях и педагогической деятельности. Раджен Асто преподает искусство исламского геометрического рисунка в Королевской школе традиционных искусств (Prince’s School of Traditional Arts) в Лондоне.
Помимо традиционного изображения на плоских поверхностях, художник осваивает новое направление – он работает в 3D, наблюдая за тем, как узоры влияют на сферическую поверхность. «Я обнаружил несколько многогранных форм, которые являются своего рода сферическими аналогами исламских двумерных узоров. Они соотносятся со своими историческими источниками так же, как, например, платоновы тела (правильные многогранники) соотносятся с правильными двумерными мозаиками. Это не только приводит к созданию новых оригинальных произведений искусства, но и позволяет по-новому взглянуть на исторические узоры», – рассказывает художник.
Раджен Асто заявляет, что исламское геометрическое искусство удивительно подходит к современности: «Для меня оно имеет вневременную природу, не привязано к какой-то определенной эпохе или культуре, а скорее является универсальным языком, вероятно, потому что его принципы уходят корнями в идеальный мир чисел и абстрактного воображения. Это перекликается с духом современности. В рисунках мастеров прошлого скрыто множество идей, которые все еще ждут, чтобы их прочитали, расшифровали, обыграли и применили в новом контексте».
Исламосфера