Разница взглядов Ибн Араби и Имама Раббани

Ибн Араби и Имам Раббани – два деятеля, оказавших огромное влияние на суфийскую мысль. Между тем их взгляды демонстрируют определенную разницу, пишет Абубекир Айтекин.


Родившийся в Андалусии и прозванный «Величайшим шейхом» Ибн Араби (1165-1240) и живший спустя 400 лет после него в Сирхинде (Индия) Имам Раббани (1564—1624), известный как «Обновитель второго тысячелетия», оба были суфийскими наставниками (муршид), оказавшими огромное влияние на суфийскую мысль. Между тем они по-разному подходили к некоторым вопросам тасаввуфа. Вот некоторые из таких вопросов.

Согласно Ибн Араби, Вселенная – тень имен и атрибутов Аллаха. И эта тень, и ее основа едины. Имам Раббани также считал Вселенную лишь тенью, но он не отождествлял ее с основой. Тень никак не может быть едина с той сущностью, которой принадлежит. Вместе с этим она не является плодом воображения, а служит доказательством (далиль) существования основы.

Как утверждал Ибн Араби, конечная точка, которой можно достичь в тасаввуфе – это «вахдат аль-вуджуд» («единство существования»). Согласно Имаму Раббани, представление о «единстве существования» имеет источником экстатическую любовь в состоянии «сакр» («опьянения», мистического экстаза). Те, кто говорят: «Всё на свете – Он», подразумевают, что все существующее – проявления Аллаха.

Ибн Араби – учитель парадоксов, поменявший облик исламской культуры в мире.

Источник: commons.wikimedia.org

По мнению Ибн Араби, святость (валаят) пророков выше их пророческой миссии (нубувват), потому что святость (валаят) направлена к Аллаху, а пророческая миссия (нубувват) – к Его рабам. Имам Раббани считал, что пророческая миссия (нубувват) выше святости (валаят), потому что она направлена и к рабам Аллаха, и к Нему Самому.

Согласно Ибн Араби, поскольку пост представляет собой проявление (таджалли) имени Аллаха “ас-Самад” («Самодостаточный»), то он выше намаза. Также в намазе есть разделение между поклоняющимся (абид) и Тем, кому поклоняются (Мабуд). Имам Раббани утверждал, что намаз выше поста, так как он представляет собой Вознесение (Мирадж) верующего.

Ибн Араби считал, что до Адама существовали и другие люди. Имам Раббани отвергал такие взгляды. Согласно ему, до Адама других людей не было, и он был первым человеком.

По мнению Ибн Араби, к людям, до которых при жизни не дошел призыв к исламу, в загробном мире будет отправлен пророк, и те из них, кто последуют за ним, будут считаться верующими. Имам Раббани не разделял такие взгляды и считал, что загробный мир – не место призыва, а место осуществления наказания и получения наград.

Как комментарии способствовали сохранению шедевров исламской литературы.

Источник: pinterest.de

Ибн Араби утверждал, что для тех, кто попадет в Ад, муки не будут вечными – спустя какое-то время огонь будет ощущаться как прохлада. По мнению Имама Раббани, муки будут постоянными.

Согласно взглядам Ибн Араби, в Раю «руйатуллах» (т.е. созерцание Аллаха верующими) будет осуществляться как проявление (таджалли) его в чем-то. По мнению Имама Раббани, в загробном мире созерцание Всевышнего будет происходить без границ и форм.

Как считал Ибн Араби, высшие из ангелов превосходят лучших из людей. Согласно взглядам Имама Раббани, хотя ангелы выше людей с точки зрения святости (валаят), они не выше их с точки зрения пророческой миссии (нубувват).

По мнению Ибн Араби, во всем, чему поклоняются люди, включая идолов, содержится проявление (таджалли) Аллаха. Имам Раббани же считал, что идолы и все иные объекты поклонения, кроме Аллаха, – это ложные божества. И самое великое поклонение – это отвергнуть их.

Любовь в философии Имама Газали.

Исламосфера

Комментарии