Резьба по дереву привела афганского мастера в Букингем
Как сообщает The National, в своей мастерской на берегу Темзы одаренный афганский мастер занимается сохранением исламского искусства деревообработки, имеющего 1400-летнюю историю. Его рука плавно скользит по дереву; он настолько тщательно орудует инструментом, что можно подумать, что это хирург у операционного стола.
Насир Ясна, известный в родном Афганистане как Мансури, является настоящим мастером в своем деле. Он один из известнейших деревообработчиков в исламском мире. Его работы презентуются в Музее исламского искусства в Катаре, в Смитсоновском музее в США и появляются на многочисленных международных выставках.
Теперь он хочет спасти традицию резьбы по дереву нуристанцев (группа родственных племён, населяющих провинцию Нуристан на северо-востоке Афганистана, часть живет также в Пакистане – прим. Исламосфера) от исчезновения.
С 13 лет Ясна стал подмастерьем у известного резчика по дереву Хасана Хондани и провел шесть лет под его опекой в Тегеране.
“Хасан был очень тихим, трудолюбивым, но строгим человеком, так что многие ученики у него не задерживались надолго”, – говорит Насир. “Его работа была безупречной, поэтому я не слукавлю, если скажу, что у меня был лучший учитель. Я научился проектировать и рисовать от руки на древесине. Хасан обнаружил, что у меня есть талант к резьбе по дереву и поощрял меня до тех пор, пока я не стал его правой рукой», – вспоминает Насир Ясна.
Когда мастер уже не знал, что еще может дать своему ученику, Насир пустился в самостоятельное плавание по жизни. Спустя короткое время он создал свой собственный бизнес в Тегеране. Молодой мастер производил высококачественную мебель из дерева – начиная от обеденных столов и дверей до беседок в виде пагод. Его работы отличают мастерски вырезанные узоры, поражающие своей сложностью.
С падением власти талибов в 2001 году отец Ясны смог осуществить свою мечту о возвращении семьи на родину. Насир вернулся домой. Кабул встретил его разрушенными зданиями и инфраструктурой. По возвращении домой он открыл придорожную мастерскую. Через какое-то время Ясна решил обследовать здания старого города, разрушенные 30-летней войной. Он карабкался по стенам и расчищал щебень вручную, часто обнаруживая вырезанные из дерева предметы, которым было 250-300 лет.
Он разъезжал по Афганистану, обучаясь новым приемам и совершенствуя свое мастерство.
«До этого я мало знал об афганских традиционных произведениях искусства. Я помню, как обнаружил кусок резьбы по дереву, подобного которому я никогда ранее не видел. Это было произведение искусства самой высшей пробы, чего я совсем не ожидал увидеть. Я нашел этот предмет в полуразрушенном здании под названием Павлиний Дом в Старом городе, превратившемся в трущобы. Это был поворотный момент. Он побудил меня познакомиться ближе с афганским наследием, которое послужило источником вдохновения для моих последующих работ», – рассказывает Насир.
С тех пор он видит свою миссию в том, чтобы восстановить искусство и архитектуру Афганистана, которые когда-то были гордостью Азии.
Насир и его коллеги, работающие с керамикой, каллиграфией и ювелирными изделиями, обучили сотни людей, создав новое поколение ремесленников, способных не только восстановить Старый город Кабула, но и обеспечить сохранение этих искусств в будущем. Постепенно Ясна также получил признание, в том числе на международном уровне.
В 2013 году мастер со своими учениками посетил музей исламского искусства, чтобы исследовать сокровища в его хранилищах и использовать их в качестве основы для создания новых произведений искусства. Новое видение старых идей Насиром и его учениками привело их к созданию проекта Шамса.
Они также конструировали шары джали, которые превращают традиционные плоские оконные стекла, распространенные в исламской культуре, в сферическую скульптуру. Геометрический дизайн решетки был создан из сотен отдельных частей древесины, соединенных вручную. Эта работа стала частью выставки Leighton House в Лондоне.
К 2016 году ситуация в области безопасности в Кабуле ухудшилась, что побудило Ясну переехать в Лондон и открыть там собственное дело. Его шары джали появились на выставке в Букингемском дворце, проходившей в рамках празднования 70-летия принца Чарльза. Они были выставлены рядом с замысловатым резным павильоном из кедрового дерева, сделанным Насиром и его коллегами.
Исламосфера