Рустем Хузин: «Раствориться в аятах Аллаха…»

В качестве первой записи в своем блоге я хотел бы выложить подготовленное мной и опубликованное в далеком 2007 году интервью с талантливым художником из Казани, моим близким другом, Рустемом Хузиным, долгие беседы с которым об искусстве, вере и духовном пути в Исламе оставили в моей душе неизгладимый след. Вновь перечитывая строки этого интервью, я мысленно возвращаюсь в те времена и, вместе с тем, будто бы возвращаюсь к изначальным смыслам моей религии, состоящей в Извечном Завете душ с Всевышним. Именно в свете такого понимания поиск прекрасного становится проявлением стремления человеческой души к своему Создателю.


Столетиями исламская цивилизация культивировала осторожное обращение с изображением одушевленных предметов, несущим в себе скрытую опасность идолопочитания (ширк). Это привело к тому, что многие формы и жанры изобразительного искусства не получили развития в культуре мусульманских народов. На протяжении всей истории исламского искусства на нем лежала печать условности, схематичности и отрешенности от реальных образов окружающего мира. Реалистическая тенденция зародилась в нем лишь в период столкновения с западным миром. Первые образцы реалистической живописи, выполненные художниками-­мусульманами, мы встречаем в Османской Турции, энергично заимствовавшей многие из достижений своих западных соседей. Однако окончательного утверждения реалистических норм в искусстве исламского мира до сих пор не произошло. На фоне разноголосия правовых заключений по вопросу о реалистической живописи художник­-мусульманин неизбежно самостоятельно решает вопрос, насколько его творчество соответствует шариату. Молодой художник Рустем Хузин решает этот вопрос однозначно в пользу реалистического искусства, более того он показывает, что именно оно в наибольшей степени соответствует духу мусульманского мировосприятия.

Источник фото: Рустем Хузин

Вы являетесь одним из немногих мусульманских художников, пишущих в реалистической манере, не традиционной для мусульманского искусства. Что есть реализм и какое место он занимает в мусульманском искусстве?

Реализм – это способ реально, правдиво отобразить наш реальный мир, изображая его, побуждать себя и других размышлять о природе красоты и о своем предназначении. Цель настоящего искусства – создавать прекрасные произведения, которые будили бы людей, возвышали их души и сердца. В мусульманской священной истории первым живописцем считается пророк Идрис (мир ему!). Также он был портным и зарабатывал тем, что шил одежду. Он распарывал ту строчку, которую сшивал, забывая упомянуть имя Всевышнего, и с именем Аллаха возобновлял работу. Художнику надо быть таким же, как Идрис (мир ему!) – с именем Аллаха начинать и заканчивать каждую свою картину. В этом смысле нет отличия между написанием картины и любым делом, которое может выполнять каждый мусульманин. Реализм не считаю нетрадиционным для мусульман. Когда что­то появляется лучшее, мы, мусульмане, в благих целях должны использовать это. Все дело в намерениях и целях. Искусство можно сравнить со скальпелем. В руках хирурга это орудие спасения. В руках убийцы – орудие преступления. Хотелось бы никогда об этом не забывать.

Сегодня среди мусульман очень много противников изобразительного искусства. Как вы думаете, чего лишится исламский мир, если все это богатство будет безвозвратно потеряно?

Хадис благородного пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует!) говорит: «Аллах прекрасен и любит красоту». Изобразительное искусство должно побуждать людей к размышлению о своей природе, о причине мироздания, о величии Творца. У изобразительного искусства очень большой потенциал в плане побуждения людей к благому через хорошие мысли, хорошее настроение. Само занятие живописью меняет внутренний настрой человека. И я неслучайно привел хадис. Ведь когда человек смотрит на что­то прекрасное, любуется красотой цветка, неба, пейзажа, в нем проявляется заложенная тяга к прекрасному. Человек с рождения учится любоваться этой красотой и по­настоящему ценить ее. Роль художника в том и состоит, чтобы напомнить человеку, что его окружает действительно прекрасный мир. И когда кто­то восхищается плодами чьего­то творчества, художник в этот момент как бы говорит ему: «Послушай, ты восхитился плодами моего искусства, а ведь я ничего не создал, не придумал сам. Я всего лишь взял и воссоздал то, что окружает тебя каждый день. Не лучше ли перенести свое восхищение на то, что тебя окружает?!». Работа художника – лишь отражение луны, которая уже есть на небе. Художник, может быть, передает одну миллионную часть той красоты, созданной Всевышним. Но даже если тебе удастся передать одну миллионную этой гармонии, ты – счастливый человек. Когда ты стоишь на природе и полностью растворяешься в ней. Когда ты находишься в сухом, не ожившем еще, весеннем лесе, чувствуешь запах пробивающейся зеленой травы, слышишь щебет птиц, ты, исчезая во всем этом, пытаешься передать это в красках. Эти ощущения невозможно передать словами. Тебя нет, ты растворился в этих аятах Аллаха. И если ты сможешь написать картину именно в этом состоянии, тогда зритель, взглянув на твои работы уже на выставке, почувствует и запах этой травы, и шум ветра, и свист птиц, затаившихся в кустах. Вот это и есть чудо творчества. Это дар, данный человеку от Творца. Представьте, насколько велика милость Аллаха, который, создав человека, наделил его способностью к таким переживаниям и способностью передавать эти переживания. Этого лишится человек, если у него отобрать изобразительное искусство.

Источник фото: Рустем Хузин

Источник фото: Рустем Хузин

Что отличает мусульманское искусство от западного?

Основным отличием считаю тот факт, что в Исламе большое значение придается внутреннему воспитанию человека. Судите сами, каким будет произведение человека с чистым, наполненным любовью к Аллаху сердцем. Художники, каллиграфы, архитекторы, музыканты, поэты всегда проходили школу духовного воспитания. Ахмед Яссави, Кул Шериф, Джалаледдин Руми, Мимар Синан, Юнус Эмре, Алишер Навои, Байрам Бекташ, Низами Гянджеви и многие другие, будучи воспитаны у духовных наставников, создали произведения, которые и по сей день восхищают нас.

 Каких мастеров живописи вы считаете безусловными авторитетами?

Наверное, это художники­-передвижники, творившие во второй половине XIX – начале XX века. У каждого художника этого периода, как и вообще у каждого художника реалистической школы, можно научиться многому. Но самый большой Мастер, безусловно, – Аллах, лучше Которого никто ничего не создал и не создаст. А лучшие же из художников – те, которые сумели устранить свое, личностное, и передать правдиво различные ситуации, события, явления.

Учился я в Пензенском художественном училище имени Савицкого, закончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества в Москве. Ценю русское реалистическое искусство, и передвижники мне наиболее знакомы и близки.

Источник фото: Рустем Хузин

Каково ваше отношение к авангардным направлениям в искусстве? Они как-­то совместимы с Исламом или им точно не по пути?

Вообще, если обратиться к смыслу слова «авангард», то оно переводится как «идущий впереди». На мой взгляд, впереди всегда должно быть лучшее. А когда какое­-то далеко не самое лучшее течение в искусстве, называет себя «авангард», его можно обвинить в завышенной самооценке. Это знамя должны нести наиболее достойные представители, которые понимали бы глубину и предназначение искусства, а не те, кто занимается просто самовыражением и демонстрацией своего «Я». У художника всегда много соблазнов уйти в самолюбование. Превосходное владение техникой может выродиться в ремесленничество, и тогда художник будет виртуозно писать картины, которые будут абсолютно бездушны и даже будут погружать человека в «низкие» состояния. Есть такое «авангардное» направление, как абстракционизм, где художник, оперируя абстрактными формами и не прибегая к реальным предметам, пытается выразить свое внутреннее состояние, звучание своей души. Но такой абстракционизм присутствует в искусстве каждого народа. Взять, к примеру, хотя бы народный орнамент как некую абстракцию геометрического и растительного. Совсем не обязательно учиться в университете, чтобы стать абстрактным живописцем. Реалистическому же мастерству обучаются много лет.

Можно сравнить реализм с умением писца-­каллиграфа. Художник подобен человеку, умеющему хорошо и красиво писать. Представим себе ситуацию, когда нам необходимо отправить письмо другу, живущему далеко от нас. Если наше письмо будет написано плохим, неразборчивым почерком, друг просто не сможет его прочитать и испытать причастность к тому, о чем мы хотели ему поведать. Поэтому в живописи очень важно владеть искусством реалистического изображения. Часто «авангардом» начинают заниматься те, кто просто не владеет реалистичной техникой.

Источник фото: Рустем Хузин

Ради чего занимаетесь искусством лично вы?

Человеку необходимо обрести самого себя, то есть обрести внутреннее спокойствие, спокойствие в сердце. «Поистине, сердца успокоятся вспоминанием Меня», – говорит Аллах в Священном Коране. Человек и Вселенная, подобно Корану, созданы, как книга. Понять и то и другое можно, изучая Коран. Также можно, наблюдая Человека и читая книгу Вселенной, познавать величие Того, Кто тебя создал. Я думаю, любая профессия, помимо того, что она дает пропитание человеку, является одним из способов самопознания. Искусство же побуждает к размышлению и самопознанию как тебя самого, так и других.

Красота иногда скрыта от людей, и задача художника помочь им увидеть ее. На самом деле, самым большим счастьем для мусульманина является созерцание красоты Создателя в Раю. Мы, мусульмане, верим в следующую жизнь и знаем, что, безусловно, будет ответ за свои деяния. Человек, который эту жизнь провел в служении и стремился познать Творца, заслужит Рай и получит награду видеть красоту Аллаха в Раю. В этой жизни мы разлучены с Его красотой. Эту красоту душа видела в момент своего сотворения, когда пообещала, что в этой жизни не будет никого почитать так, как должна почитать Аллаха. Момент первой встречи души человека с Создателем, когда она наблюдала самое Прекрасное, самое Величественное, Короля Красоты, Абсолют, не прошел для нее бесследно. Душа сильно полюбила своего Творца. В этой жизни человеческая душа, тоскуя по Создателю, находится в постоянном поиске. Человек ставит цель, достигает ее, стремится к новой цели. Но если поиск не направлен к Всевышнему, то человек испытывает неудовлетворенность. Единственный способ удовлетворить поиск человека, успокоить его сердце – направить его в естественное русло по прямому пути, пути пророков и их духовных наследников (аль­-Фатиха, аяты 6­-7).

Источник фото: Рустем Хузин

Красота – это и есть то, что напоминает человеку о моменте первой встречи с Всевышним. Она свидетельствует о величии Создателя этой красоты. Я считаю, что надо учить мусульман искусству, живописи, рисунку. Сама модель построения картины напоминает наш мир, где все имеет свое место, значение, смысл.

Беседовал Исмагил Гибадуллин

Журнал «Минарет» № 1 (011) 2007


Хузин Рустем Фаитович родился в 1975 г. в г. Уфе, в семье военного. Заметив способности к рисованию, родители отвели сына в художественную школу, с которой и начинается его обучение искусству. У художника Матюхи В.В. (г. Нижний Ломов Пензенской обл.) получил первоначальные навыки рисования. После девяти классов средней школы – учеба в Пензенском художественном училище им. Савицкого. С 1996 г. – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества (г. Москва). С третьего курса академии – обучение в мастерской портрета под руководством профессора Хасьяновой Л.С. После окончания академии в 2002 г. – стажировка в творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика Якупова Х.А. в г. Казани. С 2005 г. член Союза Художников Российской Федерации и Союза Художников Республики Татарстан.

Комментарии