«Рядом с крестами на храмах видны очертания полумесяцев»
Москвовед и журналист Марат Сафаров рассказывает историю «ханского двора», находившегося в XIV веке в Кремле. До того, как в 1365 году на его месте был основан Чудской монастырь, именно там, похоже, находилась первая в Москве мечеть или молельная комната – мусалля.
Царев ордынский двор
Из старых, дореволюционных мечетей, в Москве широко известны: Историческая в Замоскворечье, построенная в 1823 году, и обновленный комплекс в Выползовом переулке, близ проспекта Мира, восходящий к мечети 1904 года. Однако, учитывая религиозность татар и давнее их здесь проживание, совершенно очевидно, что первая мечеть в городе не могла появиться только в XIX веке. Мусульманское религиозное присутствие гораздо раньше должно было оформиться в каком-то определенном месте.
И если брать самые экстравагантные объяснения, то это место можно локализовать в Кремле, на Боровицком холме. Речь не идет об отдельном здании, скорее всего это было одно из пространств в комплексе построек «двора баскаков» – сборщиков налогов, представителей монгольского хана. В исламе существуют определенные нормы, связанные с ритуальной чистотой, которые дозволяют верующим совершать молитву как в мечетях, так и в молельных комнатах, которые называются мусалля. Эта практика широко распространена и сейчас: мусалля есть в аэропортах, в торговых центрах, на рынках.
Стартовал проект электронной энциклопедии об исламе в России и на ее бывших территориях.
На чем основана версия о локализации первой московской мечети, или мусалля, в московском Кремле? В последнее время она все чаще обсуждается в академической литературе. Я имею в виду не folk history, не какие-то псевдонаучные работы, а серьезные исследования историка Дамира Хайретдинова. Прежде всего, они основываются на документально подтвержденном существовании «двора баскаков», «ханского двора», «татарского конюшенного двора», или «царева ордынского двора». Существуют разные определения, но суть одна – это место присутствия представителей Орды, – сборщиков дани, на территории Московского княжества, в самой его сердцевине. Этот двор появился, когда Москва заново отстроилась после того, как в январе 1238 года она была разграблена и сожжена монголами.
О наличии такого двора мы знаем по факту его вывода: сведений об основании «двора баскаков» до нас не дошло, зато есть источники, рассказывающие о том, как он прекратил свое существование.
Фотовыставка в Люберцах расскажет о деревянных мечетях России.
Есть и еще один сюжет, связанный с «историями о мечети в Кремле». Это нередко воспроизводимая на различных исторических форумах миниатюра из Лицевого свода, иллюстрирующая поход Едигея на Русь. На ней рядом с крестами на храмах Кремля видны и очертания полумесяцев на шпилях соседних зданий. Некоторые сторонники версии о существовании мечети в Кремле приводят это изображение, как аргумент в свою пользу, однако к нашей истории это изображение никак не относятся. Лицевой свод создавался позже, ведь поход Едигея состоялся в 1408 году, а митрополит Алексий, при котором ханский двор был выведен с территории Кремля, умер в 1378 году. Изображенные там полумесяцы, скорее всего, являются просто украшениями, вроде более широко распространенных солнц, звезд, ангелов или птиц. Полумесяц, как символ ислама, в своей современной интерпретации идет из османской Турции, видимо после взятия Константинополя в 1453 году. Татарские средневековые мечети таким символом не украшали.
Икона Дионисия
Давайте обратимся к популярному формату, к хорошо известному, я думаю, фильму «Орда» Андрея Прошкина, по сценарию Юрия Арабова, который вышел в 2012 году. В его основе – сюжет об исцелении от слепоты ханши Тайдулы Московским митрополитом Алексием. Сценарная история восходит к житию митрополита Алексия, даже, я сказал бы, к его житийной иконе. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее, но исторически она находилась в Успенском соборе Московского Кремля.
В Брунее проходит международная выставка “Традиции ислама в России”.
Это икона работы Дионисия, и на ней, в «клеймах» по краям основного изображения, показана вся судьба митрополита Алексия, причисленного впоследствии к лику святых. Напомню, что это воспитатель царевича Дмитрия, в будущем – Дмитрия Донского. И один из сюжетов этой житийной иконы посвящен исцелению ханши Тайдулы. В житии указывается, что она «царица агарянская», а таким прилагательным определялись мусульмане. Это определение восходит к имени Агарь. В мусульманском каноническом произношении ее имя звучит как Хаджар, – мать Исмаила, родившая его от Авраама, как он назван в Библии, или от Ибрагима, – этим именем он назван в Коране. Этот сюжет, подробно описанный в Коране, дает определение «агаряне» мусульманам в Византии и в старославянском языке.
Почему мы так уверены, что ханская семья – мусульманская? Нам не только писаная Дионисием православная икона об этом сообщает. Дело в том, что ханша Тайдула – это жена ордынского хана Узбека, при котором ислам укрепился в Золотой Орде, и практически становится там официальной религией. Такие термины, как «государственная религия», «народ», «границы» я тут применяю весьма условно, рассматривая события средневековья в терминах, привычных человеку европейских наций с XIX века. Для средневековья все это было очень условно, но так или иначе Золотая Орда стала мусульманской. И мы говорим о диалоге православного иерарха и мусульманской правительницы.
В Касимове открылась выставка о касимовских татарах.
Чудов монастырь
Вернувшись в Москву, Митрополит Алексий в 1365 году основал на этом месте Чудов монастырь московского Кремля, к сожалению не дошедший до нашего времени. Он был очень важной частью царской жизни: здесь крестили своих детей и Рюриковичи и Романовы, но, к сожалению, в XX веке, в 1929-1932 годах этот монастырь был разрушен.
Вся эта история показывает, где, очевидно, находились и, безусловно, молились баскаки, представители Золотой Орды. Поэтому мусульманская молитва на Боровицком холме – это не метафора, а реальность. Исламский бытовой обиход требует молитвы в местах присутствия верующих, это религиозная повседневность. Не демонстрация, не манифестация своей религии, из разряда: «Мы здесь будем молиться, покорив Москву», а такая простая необходимость и обязанность мусульманина пять раз в день совершать молитву. Таким образом, может быть объяснена столь на первый взгляд эксцентричная версия о существовании мечети в Кремле. Более того, икона нам в помощь.
В Архангельске восстановили старинную деревянную мечеть.
МОСЛЕНТА