Рынок палаточников в Каире рассказывает о богатом прошлом Египта

Древнее искусство на рынке палаточников в Каире рассказывает о богатом прошлом Египта, – пишет сайт csmonitor.com.


Роскошные ткани, изящно уложенные и переплетенные, изображают ярко-синих воробьев, вазу с цветами, геометрические чудесные лабиринты, коранические стихи и благословения Всевышнему.

Но это не экспонаты, предназначенные для дворца или музея. Это настенные рисунки для палаток.

Прогулка по крытой улице Сук аль-Хайамия (рынка палаточников), между жужжащими мотоциклами и тук-туками (крытый трёхколёсный мотоцикл или мотороллер, предназначенный для перевозки пассажиров или груза – Исламосфера) – это красочное путешествие по египетской и исламской культуре.

Из ряда мастерских свисают гобелены, знамена и подушки с геометрическими узорами, куфическими надписями, турецкими кружащимися дервишами и сверкающими павлинами.

“Одних больше вдохновляет арабеска, других – рисунки животных, третьи интересуются каллиграфией”, – говорит Хоссам Фарук, владелец одного из магазинов на рынке.

Каирские ремесленники спасают тысячелетнюю историю Египта.

Источник: Мохаммед эль-Шахед / AFP / GETTY IMAGES

“Но вы можете посмотреть на чистый холст и взять любую из этих эпох, чтобы создать свою собственную картину, свой собственный гобелен, свою собственную историю, которую только вы можете рассказать”, – резюмирует он.

Искусство изготовления египетских шатров восходит к основанию самого Каира.

Первоначальная столица исламского Египта, основанная в седьмом веке, называлась Фустат, то есть “шатер”. Сегодня это один из районов Старого Каира.

Передвижные дворцы

Но расцвет искусства изготовления палаток приходится на эпоху Фатимидов и основание Нового Каира в X веке.

По заказу фатимидских правителей, местные ремесленники сшивали красочные полотна из ткани с холстами, чтобы они служили художественным интерьером для палаток. Изготовители палаток, или хайамия, использовали натуральные красители для красного цвета и шафран для желтого. Они даже использовали армянскую кошениль для окрашивания тканей из Египта и шелка, из которых делали богато украшенные панели, которые ценились так же, как золото.

Сердце Каира – улица Аль-Муиз.

Источник: Мохаммед эль-Шахед / AFP / GETTY IMAGES

Фатимидские, а позже айюбидские правители использовали эти гобелены в качестве передвижного дворца, передвижных парадных залов, которые они разбивали на поле боя или на улицах Каира и в которых принимали гостей по случаю празднования религиозных праздников и военных побед.

Согласно текстам того времени, эти массивные многокамерные палатки могли нести до 100 верблюдов и устанавливать десятки людей.

Изготовители шатров были уважаемыми и влиятельными людьми. В конце концов еще в фатимидскую эпоху они поселились на одной улице у ворот Баб-Зувейла, где и остаются по сей день.

Дизайн их шатров изменился в 13 веке с приходом к власти воинственных мамлюков, которые предпочитали затейливо сплетенные цветочные и виноградные узоры, известные как арабески в смелых желтых, зеленых и красных тонах.

С приходом Османов, захвативших Каир вместе с большей частью исламского мира в XVI веке, искусство изготовления палаток вновь преобразилось.

Исламский квартал Каира лишится статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Источник: Тэйлор Лак

Османские правители требовали изготавливать панно в более пастельных тонах, небесно-голубых, бирюзовых и розовых, изображающих цветы и животных, которые не водились в Египте.

Каирские изготовители шатров были настолько известны как искусные ремесленники, что им было поручено шить замысловатую кисву, черные ткани, украшенные золотым шелковым узором и письменами, использовавшимися для покрытия Каабы в Мекке.

Каждый год во время хаджа султан Каира возглавлял паломников и вез в своем караване новую кисву, чтобы по окончании своего 1700 километрового путешествия заменить прошлогоднюю кисву в Мекке в торжественной церемонии.

Возникновение колониализма и европейского господства в Северной Африке по мере отступления Османов ознаменовало еще один поворотный момент для хайамии.

Каирский дедушка украшает дома сценами из хаджа.

This piece may have taken a month to make.

Источник: Стефани Вермильон

Возрождение искусства

Многие из каирских палаточников в этот период отошли от исламских геометрических или османских цветочных узоров в пользу сцен, которые соответствовали романтизированным представлениям западных посетителей о Египте: фараоны, верблюды, сфинксы, скарабеи и иероглифы, крестьяне, ведущие ослов вдоль берега Нила.

Это был сдвиг, рожденный практичностью: с отсутствием спроса со стороны правящего класса в начале 20-го века, хайамии обратились к дизайнам, которые привлекли бы внимание европейских туристов, ищущих “экзотические” сувениры.

Но к середине века это искусство было в значительной степени забыто; изготовители шатров были призваны только сшивать яркие панно, чтобы использовать их для свадебных вечеринок или или оформления сцены для концертов.

Интерес к искусству изготовления палаток начал возрождаться только недавно.

Прогулки по Каиру: от Цитадели до Дома египетской архитектуры.

Note the delicate stitchwork.

Источник: Стефани Вермильон

В прошлом десятилетии Министерство культуры Египта демонстрировало произведения искусства хайамии на передвижных выставках и исламских конференциях; более старые панно представлены в музеях, расположенных, в частности, в Куала-Лумпуре и Гонолулу.

Если раньше панно изготавливались для украшения дворцов султанов, то теперь жители Каира идут на рынок палаточников ради более скромной, но насущной потребности – найти украшение для дома.

Все дело в терпении

По сей день весь процесс изготовления палаток осуществляется вручную.

Так же, как и в XII веке, на изготовление простого геометрического дизайна требуется один день, в то время как на более сложные, большие панно может уйти 30 дней.

Независимо от того, является ли клиент принцем или туристом, палаточники придерживаются своего древнего принципа: не торопиться.

“Это искусство, которое нельзя торопить; если вы торопитесь, оно проявляется в вышивке, дизайне, симметрии”, – говорит Хоссам Фарук. – “Вы не можете создать тысячу лет искусства за один день”.

Каир присоединился к сети креативных городов ЮНЕСКО.

Foot traffic and tourism have slowed considerably since the Egyptian revolution of 2011.

Источник: Мохаммед эль-Шахед / AFP / GETTY IMAGES

Исламосфера

Комментарии