Санусия – тарикат, возглавивший антиколониальное движение в Северной Африке
Тарикат санусия был основан в Мекке в 1837 году Мухаммадом ибн Али ас-Сануси, которого впоследствии прозвали Великим Сануси. Будучи обеспокоенным упадком исламской мысли и духовности, а также ослаблением политической целостности мусульман, он проповедовал необходимость реформ и критиковал улемов (религиозных ученых) за консерватизм.
По его мнению, обладающие достаточным уровнем знаний мусульмане не должны следовать мазхабам, а должны сами заниматься иджтихадом. В 1835 году ас-Сануси основал первую обитель (завия) своего тариката близ Мекки, но из-за преследований со стороны ваххабитов перебрался в Ливию, где получил поддержку от местных племен и султана Вадая. Ас-Сануси не принимал ни полностью интуитивных путей, описанных некоторыми суфийскими мистиками, ни рациональности некоторых ортодоксальных улемов, и пытался искать свой срединный путь. После смерти ас-Сануси в 1860 году путь отца продолжили его сыновья, при которых влияние ордена распространилось на Фес, Дамаск, Стамбул и Индию.
Хадарут уль-джума – зикр, уже более ста лет не смолкающий в Сенегале.
Но если в других регионах тарикат санусия не на много отличался от других мусульманских братств, то в Восточной Сахаре и Центральном Судане он имел не только политическую власть, но и благодаря свой организованности и сплочённости возглавил антиколониальную борьбу, сумев объединить племена Северной Африки.
С 1902 по 1913 год сануситы боролись с французской колониальной экспансией в Сахаре и колонизацией Ливии Италией, начавшейся в 1911 году. В Первую мировую войну они сражались против британцев в Египте и Судане. Итало-сануситские войны продлились с 1912 по 1931 год, завоеватели встречали ожесточенное сопротивление. Бенито Муссолини видел фашистскую Италию наследницей Римской империи и стремился прибрать к рукам те земли, которые когда-то входили в состав этого государства, в том числе и Ливию. С 1923 года вооруженную борьбу против итальянских фашистов возглавил Умар аль-Мухтар, который был халифом (представителем) главы тариката санусия того времени Ахмада Шарифа ас-Сануси. Итальянцы добились победы только после того, как захватили его в плен и казнили. Умар Мухтар до сих пор почитается в Ливии как национальный герой.
Фильм “Лев пустыни” – история борьбы и мученичества.
Во время Второй мировой войны сануситы во главе с шейхом Мухаммадом Идрисом объединились с Восьмой британской армией против немецко-итальянских войск. В конечном счете, они сыграли решающую роль в поражении Италии и Германии в Северной Африке в 1943 году. Когда тарикат санусия возглавил сопротивление, итальянцы начали закрывать его ханаки (обители), арестовали шейхов и конфисковали мечети и земли. Около 250 000 ливийцев погибло в этой войне.
После окончания войны в 1945 году при поддержке западных держав шейх Мухаммад Идрис стал главой объединенной Ливии. Когда страна добилась независимости в 1951 году, он был провозглашён королём.
В сентябре 1969 года военный переворот, возглавляемый Муамаром Каддафи, ознаменовал конец правления Идриса I. Каддафи запретил тарикат санусия, вынудил уйти его приверженцев в подполье и систематически преследовал видных сануситских деятелей. В 1990-х годах среди бывших сануситских племен в Киренаике возникло сопротивление режиму Каддафи, но диктатор жестоко подавил его. Образ Умара Мухтара и его популярная цитата «Мы победим или умрём» получили распространение в Триполи и по всей стране, когда в 2011 году в Ливии началось восстание против режима Каддафи.
Суфийские святыни в Ливии уничтожаются на фоне продолжающейся гражданской войны.
Рост влияния салафизма привел к тому, что начиная с 2012 года многочисленные ливийские суфийские святыни и исторические объекты подвергаются нападениям, многие из них были сильно повреждены или уничтожены.
Исламосфера